КЕРАМИКА УСТО УМАРА ДЖУРАКУЛОВА
- Опубликовано в Город
Творческий путь народного художника Узбекистана, члена Союза художников, керамиста Усто Умара Джуракулова (1894 - 1973) неразрывно связан с многовековыми художественными традициями нашего края, его древней землей, с развитием современной керамической школы Самарканда. Он - старейшина и основатель этой школы.
Умар Джуракулов родился в 1894 году в Самарканде в квартале Гур-Эмир, который не менее пяти столетий известен как квартал гончаров. Родословная потомственных гончаров, к семье которых принадлежал Усто Умар, насчитывает более 300 лет.
Основателем ее был Навруз - косагар. Гончарами были и его сын Одина, и сын Одины-Кузи. И сын Кузи, Кобил - дед Уста Умара, тоже был гончаром. Ремесло отца и дедов унаследовал и Джуракул - отец Умара, известный как мастер крупных гончарных изделии-хумов и тандыров.
В 8 лет Джуракулов делает самостоятельно к празднику Навруз хуштак-игрушки-свистульки. С этого же времени он стал помогать отцу, а к 16 годам уже хорошо владел секретами сложной гончарной технологии. С середины 20-х годов он начинает работать самостоятельно. С тех пор по обычаю его называли «Усто», что означает «мастер».
Керамика его раннего творчества-блюда, офтоба, Коса - была утилитарна, проста по форме и не орнаментирована.
Известно, что в 30-е годы Усто Умар начинает заниматься росписью посуды. Художник В. К. Розвадовский, энтузиаст народного искусства, привлек его к работе на керамическом отделении Кустарно-промышленного техникума. Здесь он сделал серию своих художественных керамических изделий, которую представил на Юбилейной выставке, посвященной 5-летию Узбекистана. За серию этих работ ему был вручен «Диплом признательности». С этого времени Джуракулов участвует на республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках.
Большое место в его творчестве с 30-х годов занимает роспись блюд. Он предстает в них как художник тонкого лирического дарования. Традиционные мотивы орнаментации сочетаются в росписях его блюд с новыми, увиденными в окружающей природе. Он мастерски вписывает их в круг своих блюд. Оригинальна и красива его композиция «Бабочки».
Другим излюбленным мотивом мастера становится «Маджнун тол» - плакучая ива. Он удачно композиционно и ритмически размещает мотив по всей поверхности блюда, стилизуя тонкие струящиеся веточки в такт круглящейся форме блюда. Мягкие контуры зеленоватого, серебристо-коричневого придают росписи мягкость, трогательность. Встречаются стихи, деликатно размещенные по краю блюда: «Приходите, друзья, в мой дом. Сядем вокруг этого лягана с пловом. Будем есть этот плов, вокруг будут фрукты и сладости. Жена и дети мои будут угощать нас... После плова сделаем оминь, чтобы в мире был мир...».
На протяжении всего творчества Усто Умар варьировал оттенки поливы на своих изделиях: она была то серовато-коричневой, то изумрудно-зеленой, а в 50-е годы - серебристой. Дома, в его мастерской была маленькая печь для обжига. Она имела вид тандырчика. Он топил ее опилками и, в этой задымленной среде, происходило частичное восстановление красителей, присутствовавших в глине, глазури, и вещи приобретали изысканный серебристо-серый, перламутровый изысканный колорит.
В декоре глазурованной керамики он любил использовать известным издавна прием «чизма» - гравировку по ангобированному фону; рельефный орнамент - налепы, сделанные в специальных формочках. Затем по бесцветной глазури он свободно, пятнами наносил цветную глазурь чаще двух-трехцветную, что давало эффект потеков. Этот прием назывался «аввали бахор» (ранняя весна). Он известен по афрасиабской керамике IX века.
Долголетняя практика работы на гончарном круге явилась для Джуракулова прекрасной основой для последующего творчества. Он мог свободно выполнить в глине самую сложную форму.
Усто Умар был искуснейшим формовщиком, блестящим гончаром - виртуозом. И косагаром (мастером, делающим посуду плоских форм - блюда, чаши), и кузагаром (мастером вертикальных форм - различных кувшинов, сосудов). Традиционно же среднеазиатские керамисты владеют одной из этих специальностей.
По характеру своего дарования Усто Умар был керамист- скульптор. Ему было присуще тонкое чувство формы. Из-под его рук выходили великолепные сосуды Его замечательные машрафа-сосуды с очень высоким и тонким горлом, считались у гончаров мастерством высшего класса. Он усложнял конфигурацию своих многочисленных офтоба, машрафа, чойдышей лепными фигурными носиками, сливами, крышками в виде птиц, ручками в виде змей и драконов. Он создавал фигурные сосуды в виде животных—баранов, драконов («аждархо», «аждархо-и-калон»), рыб, птиц («обдаста-урдак»). По форме и силуэту все эти сосуды становились произведениями скульптуры.
Поиски новых форм окрашены у Усто Умара историческими увлечениями, стремлением воскресить в современной интерпретации древние керамические традиции. Он сознательно стремился к творческому воспроизведению старых, давно исчезнувших форм.
Большое место в его творчестве занимает мелкая пластика: затейливо изогнувшиеся грозные драконы, веселые барашки, оседланные лошадки, восходящие к прототипам народных игрушек-свистулек, служивших когда-то магическим целям - их свистом вызывали «воду милости» - весенний дождь «оби рахмат». С древнейших времен их изготавливали к празднику Навруз. В противоположность своим статичным прототипам, игрушки Усто Умара полны веселого динамизма, они вызывают восхищение и добрую улыбку.
Уникальным произведением скульптуры Джуракулова является «Урдак» - («Утка») — эмблема Пражской выставки 1962 года. Вылепленная с любовью и мастерством, фигура птицы очень выразительна по своей пластике и силуэту.
В отличие от традиционного представления о народном мастере, когда от отца к сыну переходили сложившиеся веками художественные каноны - устоявшиеся образы и мотивы орнаментации, дававшие в дальнейшем бесконечное число вариантов, Усто Умар Джуракулов находился в постоянном поиске нового. Он соединял в себе качества и народного художника, и современного мастера-профессионала, художника, имеющего определенную творческую программу.
Эта творческая программа, как мы видим, определялась прежде всего наследием. Хотя в своих исторических увлечениях Усто Умар обращался и к наследию Риштана (обдаста-урдак, офтоба делали в XIX—XX вв. именно там), но главным источником его вдохновения был археологический материал Самарканда: афрасиабская керамика IX—ХII вв. и более поздняя XIV—XV вв., тимуридская, с сине-белой росписью под ишкоровой поливой. Многочисленные фрагменты этой керамики, найденные самим мастером, вдохновляли его на смелые эксперименты и поиски оригинальных композиций и колористических сочетаний.
Софья Федоровна Ракова, художник-керамист, которую связывали с Усто Умаром долгие годы творческой дружбы, говоря о сложении современной самаркандской керамической школы, особо подчеркивает значение Усто Умара: «Это был художник с неисчерпаемой творческой энергией и потребностью новых поисков, с теми свойствами натуры, которые можно назвать творческим беспокойством. Он учил и формировал сознание своих учеников в период своих собственных творческих поисков, реализуя свои потенциальные возможности. Врожденное и органичное для самаркандца чувство изящного, которое на протяжении веков проходит красной нитью в самаркандской керамике, присуще и произведениям Усто Умара». В 1958 году возле архитектурного ансамбля Шахи-Зинда была открыта керамическая мастерская, которую возглавил Усто Умар Джуракулов. Здесь он взрастил целое поколение молодых керамистов. Первыми его учениками были ныне известные народные мастера - Абдурахим Мухтаров, Мансур Насыров. Позже пришли Ходжикурбан Шарапов, Худойберды Хакбердыев, Хайдар Ботуров, Джумабой Кобилов, Шариф Азимов и внук Джуракулова - Ильхом Вахидов. Сейчас у этих мастеров растут свои ученики. Все они работают в Объединении мастеров народного искусства «УСТО», которое носит имя Усто Умара Джуракулова.
Усто Умар был художником универсальным. Вся его работа - от формовки глины до штамповки и росписи, глазурования и обжига исполнялась им самим. Он был мастер многогранного таланта, а его ученики развивают- каждый, какую-то одну из граней творчества мастера.
А. Мухтаров развил новый жанр, который вырос от народной игрушки в произведение мелкой пластики, в своеобразный глиняный лубок. Его многофигурные сюжетные композиции «Ходжа Насреддин на базаре», «Козлодрание», «Приглашение на свадьбу», «Близнецы» и другие, проникнуты мягким юмором, самобытностью, тонким обыгрыванием основ народной жизни. В этом же направлении работает и внук Джуракулова Ильхом Вахидов.
М. Насыров и Ш. Азимов развили в своем творчестве другую сторону дарования мастера. Они известны изделиями высоких форм - разнообразными терракотовыми кувшинами, вазами, резными подсвечниками в традициях древней керамики Афрасиаба.
Пластической выразительности полны декоративные сосуды X. Ботурова. Серия его чаш создана под впечатлением поливной керамики Афрасиаба. Она свидетельствует о глубоком проникновении мастера в особенности формы и декора древней самаркандской керамики.
Глазурованные блюда и шокосы X. Шарапова и Д. Кобилова привлекают изысканностью рисунка и цветовой гармонией.
Представленная на обозрение зрителей выставка, посвященная 100-летию со дня рождения старейшины самаркандских керамистов, составленная из произведений Усто Умара Джуракулова и его учеников, она свидетельствует о доброй преемственности поколений, о продолжении дела Мастера и об успешном развитии современной керамической школы Самарканда, отличающейся своим неповторимым стилем.
Творческая деятельность Усто Умара Джуракулова была высоко оценена правительством, Союзом художников, общественностью. Он был неоднократно награжден почетными грамотами, дипломами Узбекистана и Чехословакии. В 1953 году Джуракулов был удостоен звания Народного художника Узбекистана, а в 1970 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Его именем названа улица, установлены мемориальные доски на его доме, на здании мастерской. Возле Шахи-Зинда благоустроен сквер, названный его именем. Здесь установлен бюст Мастера работы скульптора Н. А. Банзеладзе. Создан музей в его мастерской.
Отмечая 100-летие со дня рождения Усто Умара Джуракулова, мы вспоминаем его большой жизненный и творческий путь, его значительную роль в развитии народного прикладного искусства Республики Узбекистан.
В его произведениях, наполненных большим поэтическим чувством, осталась теплота и личное обаяние Мастера. Его искусство полно доброты, сердечности, бескорыстного желания принести людям радость, что будет привлекать к его творчеству еще многие и многие поколения.
Подпишитесь на наш Telegram