Menu

Banner

Блики минувших дней

  • Опубликовано в Город
Блики минувших дней

В фондах Самаркандского Государственного музея-заповедника хранятся более 230 тысяч музейных предметов. Одной из богатейших коллекций является фотоархив, который был сформирован в начале 30-х годов XX столетия. 
Фонд негативов составляет 35 314 единиц хранения. Часть из них выполнена на стекле, остальное - на плёнке. Все они разбиты на темы, связанные с различными этапами исторических событий, происходивших в Средней Азии.
Первая коллекция негативов посвящена теме "Религиозные верования и обряды в Средней Азии", где запечатлены мазары, мечети и мусульманские праздники в Самарканде, Бухаре, Хиве 1926-1940 годов. Интерес представляют снимки мазара Ходжа Абду-Даруна, Шахи-зинды, молитвы в медресе Тилля-Кори и другие. Это результаты работ фотографов В. Котовского, Г. Ткаченко, А. Писарчика. 

Материалы раздела "Ремесло и быт народов Центральной Азии" охватывают большой исторический этап, начиная с 1920 года и по сей день, и могут служить ценным источником для написания научных статей по истории ремесла. Эта коллекция пополнилась в результате экспедиций, организованных сотрудниками музея по городам и областям республики, где был собран также уникальный этнографический материал. К примеру, экспедиции 1930-1980 годов пополнили фонды материалами, где запечатлены моменты исполнения древних обрядов, национальная одежда. На негативах представлены гончары и ювелиры, жестянщики и мисгары, золотошвеи и вышивальщицы, резчики по дереву и кузнецы, продавцы лепешек, фруктов, тканей, головных уборов и многое другое. По снимкам и негативам мы можем проследить за каждым этапом их работы. Особенно ценны негативы, связанные с работой самаркандской вышивальщицы Уруной Умурбаевой. Её рисунки и сюзане, собранные этнографом О. Сухаревой, составляют единый комплекс с темой "История самаркандской вышивки". 

Отдельно выделен фонд негативов бухарских евреев. Его формирование началось в 1920-е годы XX века из поступлений музея, созданного в квартале "Восток" профессором И. С. Лурье, который был командирован в Самарканд по направлению комитета еврейского историко-этнографического общества Санкт-Петербурга. Данный музей был посвящён самобытной культуре представителей еврейской диаспоры и, благодаря учёному-этнографу Лурье, пополнился ценной коллекцией и материалами, рассказывающими о быте, обычаях, религиозных верованиях и праздниках евреев, проживавших на территории старого города в квартале "Восток". После закрытия еврейского музея весь его материал был передан в Государственный музей. 

Неповторимый облик древнего города Самарканда, начавшего строиться в конце XIX века, также широко представлен в фондах музея. 
Вопросы политической, социально-экономической и культурной жизни Бухарского и Хивинского ханств конца XIX и начала XX веков отражены в негативах с изображением портретов чиновников и администрации эмирата, видом бухарской тюрьмы "Зиндан", отдельными моментами из жизни бухарского эмира Саида Алимхана, хивинских ханов Мухаммада Рахимхана, Асфендиар-хана. Все эти снимки сделаны фотографом В. Котовским. 

По негативам можно проследить и за развитием народного образования, начиная с конца XIX по сегодняшний день: учёбу в старометодных школах - медресе и мактабах, русско-туземных и новометодных школах, которые появились в начале XX века. Большой материал представлен снимками эпохи создания и существования Узбекистана в составе бывшего Советского Союза - начальное, обязательное семилетнее, восьмилетнее, а затем и обязательное десятилетнее образование.
Большой фонд составляют негативы, отражающие сельское хозяйство, промышленность, культурное строительство ХХ века. Здесь широко представлены работы фотографов В. Котовского, А. Кузьменко, Р. Гафурова, А. Занько, В. Тимченко, Е. Овчинникова, С. Ниязова и других. 
Как видим, фонд негативов Самаркандского музея представляет собой широкую возможность для изучения истории края. 

Мадина ХАМИДОВА. СВ
Наверх