Menu

Banner

Мост-вододелитель Шейбанихана

В 7-8 км к северо-востоку от Самарканда на левом берегу реки Зеравшан, несколько ниже железнодорожного моста, находится огромная кирпичная арка. Эта арка является одним из пролетов средневекового водного сооружения – моста-вододелителя, построенного на водоразделе Зеравшана, в том месте, где река разделяется на два русла – Акдарью и Карадарью. В литературе этот исторический памятник упоминается под несколькими названиями: «Арка Тимурлана», «Пули Шадман Малик» и «Мост Абдуллахана». Хотя историю этого сооружения обычно связывают с деятельностью Тимура или Абдуллахана, однако он был построен ханом Шейбани в самом начале XVI в. Поэтому правильнее называть его мостом-вододелителем Шейбанихана.

История строительства этого памятника подробно излагается в сочинении «Шойбанинамэ» Камалиддина Бинаи, историка и поэта, жившего во второй половине XV- начале XVI в. По описанию Бинаи, в 1502 г., когда Шейбанихан возвращался из Бухары в Самарканд, он остановился со своим войском на берегу реки Кухак (Зеравшан). Вероятно, древний мост через Зеравшан в урочище Чупан-ата в это время был разрушен, так как переправа через реку была слишком трудной. Увидев это, Шейбанихан поручил «мехтару аъли», одному из высших государственных сановников, построить новый мост через Зеравшан.

На строительство было мобилизовано все войско. Чтобы перегородить реку огромными фашинами, изготовленными из камней и хвороста, воины Шейбанихана начали строить плотину через Зеравшан. Однако запрудить реку они не смогли. Тогда Шейбанихан, наблюдавший за процессом работы, пригласил из Самарканда мухандисов (зодчих). Они разработали способ преграждения реки и составили план сооружения нового моста. После того как Зеравшан был перекрыт плотиной, строительство моста было завершено в течение одного месяца – 3 ноября 1502 года.

Но, как известно, ныне от моста-вододелителя сохранилась только одна арка. Поэтому пока неизвестны точная длина сооружения и количество его арок. Однако, если учесть современную ширину Зеравшана у местности Чупан-ата, то можно предположить, что длина моста была более 200 метров. А если учесть размеры единственной арки, находящейся на левом берегу Зеравшана, то можно считать, что двухсотметровый мост-вододелитель состоял из 7 арок. Вот почему у самаркандцев существует предание о том, что царем Шадман-Маликом был построен семиарочный мост через Зеравшан. Также неизвестно, когда это сооружение начало разрушаться. Есть только сведения, что в 40-х годах XIX в. от моста сохранились три арки. Горный инженер Ф.Богословский, участник дипломатической миссии 1841-1842 гг., направленной из России в Бухару и руководимой К.Ф.Бутеневым, в своем отчете о геологической рекогносцировке реки Зеравшан писал, что вблизи Самарканда он видел остатки древнего моста, состоящие из трех арок. По описанию Ф.Богословского, эти три арки в то время захватывали половину ближнего рукава реки, то есть Карадарью. В середине XIX в. мост уже состоял из двух арок. В результате сильного землетрясения, которое произошло в Самарканде в августе 1898 года, рухнула вторая арка. С тех пор от моста-вододелителя Шейбанихана остался только один пролет.

Мост, как исторический памятник, привлекал внимание многих исследователей: архитекторов, ирригаторов, археологов и др. В целях изучения памятника в 1962 году А.Р.Мухамеджановым были произведены археологические раскопки, в результате которых были обнаружены и изучены остатки второй, а также части третьей арок. Они были выложены в основном из квадратного жженого кирпича размером 25х25х5 см и 26х26х5 см. Пролет сохранившейся арки равняется 21 м 60 см, высота его 11 м 85 см, а ширина 9 м 10 см. Эта рака как бы состоит из двух арок, верхняя из которых выступает над нижней на половину кирпича. Толщина нижней арки 165 см, а верхней – 125 см. Для усиления опор и погашения распора южная пята с двух сторон усилена контрфорсами. Как известны, «пятки» арки были установлены на твердые места. Основанием для южной «пятки» служил скалистый левый берег Зеравшана, а для северной – скала, выступающая из реки.

Сохранившаяся из-за твердости фундамента, эта единственная арка моста-вододелителя простояла пять веков и сейчас еще находится в удовлетворительном состоянии.

Построенная на естественном фундаменте, состоящем из скалистого монолита, она являлась как бы коротким левым крылом моста-вододелителя Шейбанихана. Его второе более длинное правое крыло, состоявшее из нескольких аркад, было расположено по отношению к первой арке под углом 102 градуса. От второй арки сохранилась лишь ее нижняя часть, покоящаяся на остатках быка с искусственным фундаментом, выложенным из рваного камня в русле реки. Длина быка равнялась 8,5 м, а ширина – 3 м 80 см. Пролет второй арки составлял 20 м 75 см, а ширина ее – 8,5 м. К сожалению, от третьей арки сохранилась только часть ее основания, от остальных арок следов вообще не осталось. И все же остатки моста-вододелителя, сохранившиеся до наших дней,   свидетельствуют о том, что в свое время этот памятник представлял собой огромное сооружение, перекинутое через двухсотметровое русло реки Зеравшан.

Верхняя, проезжая часть моста семиметровой ширина с двух сторон была обеспечена барьерами высотой 1 м. Барьеры свидетельствуют о том, что мухандисами XVI в., проектировавшими это сооружение, были учтены меры безопасности для проезжающих. Обмеры сохранившихся частей моста-вододелителя Шейбанихана говорят о том, что все его конструкции были запроектированы на основе точных измерений.

Особого внимания заслуживают использованные в этом сооружении строительные вяжущие материалы. Они – свидетельство больших практических знаний средневековых мастеров Самарканда. В условиях того времени, когда еще не был изобретен настоящий цемент, было очень важно выбрать нужные строительные материалы, обеспечивающие прочность сооружения. Строителями моста-вододелителя Шейбанихана этот вопрос был решен с успехом.

Лабораторный анализ строительных растворов, сделанный Н.С.Гражданкиной, показал, что в зависимости от условий были использованы специальные вяжущие растворы, изготовленные из различных компонентов. Так, кладка нижних частей устоев моста, постоянно находившихся в воде, была выложена на гидравлическом растворе, состоящем из извести, растительной золы и гипса. Кладка средней части устоев, которая подвергалась влиянию сырости, но не находилась постоянно в воде, была выложена на гипсово-зольном растворе. А верхняя часть выложена исключительно на чисто гипсовом растворе.

Построенный через Зеравшан мост-вододелитель Шейбанихана являлся огромной преградой на подступах к Самарканду и имел большое значение в жизни столичного города Мавераннахра. Караванная дорога, проходившая через этот мост, связывала Самарканд с Ташкентским оазисом и районами Сырдарьи на севере, с Ферганской долиной на востоке и через Нурату – с Бухарой на западе. Кроме того, мост Шейбанихана являлся основным водораспределительным сооружением на Зеравшане. Водораспределительная плотина шла прямо от моста, и воды Зеравшана, минуя арки, делились на две части и текли по двум руслам – Акдарье и Карадарье. Вот почему это сооружение называлось мостом-вододелителем.

Несмотря на то, что ныне на Зеравшане сохранилась только одна рака, она очень ясно говорит о том, насколько уникальным было в целом это водное сооружение начала XVI в. Оно имеет большое значение в изучении истории развития гидротехники Узбекистана. И, разумеется, арка охраняется государством как ценный исторический памятник.

Наверх