Menu

Banner

Селение Дагбит

Селение Дагбит («10 талов») расположено в междуречье рукавов Зеравшана – Карадарьи и Акдарьи – в 14 км северо-западнее Самарканда. Зеравшан, проходя от Самарканда по равнине на запад, образует пойму, в составе которой отмечается несколько островов; самый крупный из них - Мианкаль длиной до 98 и шириной до 15 км. В северной части его расположен Дагбит. Известен Дагбит благодаря архитектурному комплексу Махтуми Азам.

Сейид Ахмед Касани (г.Касан, Ферганской обл.) – Махтуми Азам –«величайший властитель» (1461-1542 гг.). Махтуми Азам пиром считал Ходжу Ахрара, и когда пришел к нему из Касана поклониться, то не застал его в живых. Ходжа Ахрар в тот день скончался. Впоследствии Махтуми Азам стал одним из столпов среднеазиатского суфизма.

Мечеть у гробницы Махтуми Азам выстроена Ялангтуш Бахадур-бием (его пир – Мухаммед Хашим, внук Махтуми Азама, считался потомком членов семьи пророка).

Самое монументальное сооружение комплекса Махтуми Азам – хонако, шестистолпное 12-купольное продольно-осевое сооружение в сочетании с глубоким деревянным айваном на длинной стороне купольного зала. Первоначальная планировка включала большой зал для радений (зикра), подсобные помещения и тахарат-хану (комнату для ритуальных омовений). Во дворе хонако был возведен минарет, сохранившийся к концу XIX в. на высоту 8 метров. С восточной стороны сохранилось еще одно небольшое сооружение – «малая мечеть». К северу от хонако расположена дахма (суфа) – почти квадратное в плане (17,6х16,6 м) сооружение высотой 1,55 м, сложенное серым «самаркандским мрамором»; углы оформлены мраморными полуколонками, украшенными кораническими изречениями. На суфе 7 стел и одно надгробие с резьбой. Небольшое кладбище вокруг суфы обнесено кирпичной стеной-оградой, сооруженной по приказу Надир Диван-беги. У подножья суфы с юга размещено 9 надгробий, одно из которых принадлежит Ялангтушу Бахадуру; с востока – его дочери Иклим. Вне ограды 46 надгробий.

Во времена Шейбанидов Мианкаль, оба Сугуда и округ Нурата достались двоюродному брату Шейбани-хана Джанибек-султану (умер в 1528 г.), поселившемуся в Кермине. В Афариккенте жил его сын Искандер-султан. Джанибек-султан, получив в удел Кермине, пригласил из Ферганы Махтуми Азама, объявив себя его мюридом. Примеру отца последовал Искандер-султан – «государь дервишей», как он именуется в посмертной хронограмме. Поселившись в Самарканде, Махтуми Азам обосновался в Мианкале (в связи с этими событиями Дагбит упоминается в исторических хрониках). Прожил там 15 лет и умер в 1542 г. 

Уже при Шейбанидах Дагбит был окружен стеной и имел несколько ворот (известно название только одних – «Ворота мазара Джук»).

Если в XVI в. местом пребывания хакима (или бека) был Афариккент, то в начале XVII в. ставка перемещается в Дагбит.

Крупным представителем узбекской знати был аталык Ялангтуш-бий, сын Бойходжи-бия из рода алчин. Его земельные владения были во всех самаркандских туманах, в том числе и Африккенте. Он был членом ордена Накшбандийа и связан с потомками Махтуми Азама – был мюридом внука Махтуми Азама Ходжа Хашима (умер в 1636 г.).

При Субханкули-хане Ялангтуш получает титул аталыка, т.е. «заступающего место отца» – самый высокий чин в Бухарском ханстве. Свое высокое положение он сохраняет до своей смерти в 1066 г.х. (1655/56 гг.). Начиналась его строительная деятельность с Дагбита. Здесь им в 1619 г. возводится обширная ханака, служившая местом пребывания шейха и широко посещаемая различными слоями населения. Возможно, одновременно с хонако Ялангтуш сооружает суфу (дахму), которая стала местом захоронения останков Махтуми Азама, а впоследствии – фамильной усыпальницей его многочисленных потомков. Это кладбище при мазаре Махтуми Азама функционировала, видимо, до конца XIX в.

Из монументальных сооружений в Дагбите было известно медресе, состоящее из 34 худжр с мечетью и дарсханой. Построенное при первых Мангытах, оно существовало еще в конце XIX в.

В XIX в. Дагбит был широко известен как место большого базара, собиравшегося 2 раза в неделю и превосходившего самаркандский рынок.

Наверх