Menu

Banner

Комплекс Имама Аль-Бухари

Абу Абдулла Мухамад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн ал-Магира ибн Баддазбек ал-Джуъфи аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 13-го шаввала 194 года хиджры (20 июля 810 г.) в семье Исмаила, человека богобоязненного. Известно, что его прадед одним из первых принял ислам. Его отец был одним из сказителей священных преданий. Точная дата рождения Аль-Бухари известна из письма его отца. В раннем возрасте Мухаммад остался сиротой.

Согласно сведениям из «Истории Бухары» автора Гинжара, Аль-Бухари в детстве ослеп. Врачи оказались бессильными. Тогда мать увидела во сне Абраама, который сказал ей: «Господь возвратил зрение твоему сыну по причине многих твоих молитв и рыданий». Сын наутро проснулся зрячим

Уже к 10 годам у Аль-Бухари стали проявляться такие качества как исключительное прилежание и старательность. Дни и ночи он просиживал над книгами своего отца и занимался углублением своих знаний. Мухаммад обладал удивительно хорошей памятью, быстро заучивал наизусть прочитанное, а затем всесторонне анализировал. Его аналитический склад ума позволил ему сложить по многим вопросам свое мнение и впоследствии дискутировать со своим шейхом Дахили. К 16 годам он уже знал наизусть сборники хадисов того времени, хорошо владел понятиями фикха – учения о мусульманском праве, о правилах поведения и взаимоотношениях мусульман. В 825 году Аль-Бухари со своей матерью и старшим братом Ахмедом отправились в хадж в Мекку и Медину. После совершения паломничества мать с братом возвращаются в Бухару, а Аль-Бухари путешествует по разным мусульманским странам, где продолжает изучать хадисы. Он посетил Иран, Ирак, Йемен, Сирию, Египет, где учился у известных богословов Востока. В частности, среди них были Ахмед бен-Ханбал, Абу Наим Исфахони и Мухаммад Тамиммий Самарканди.

По преданию Аль-Бухари собрал сотни тысяч хадисов, из которых 300 тысяч знал наизусть. В этих поисках и странствиях он провел 42 года. По его словам, он записал хадисы от 1080 знатоков.

К написанию своей книги «Ас-сахих» он приступил еще в Басре и продолжал писать ее многие годы. По источникам известно, что он написал 24 книги, среди которых «Таърихи Кобир» («Великая история»), которую он написал еще в молодые годы. После написания «Ал-Жомиъ ас-сахих», его главного труда, куда вошли 7215 хадисов, он возвращается в Бухару. Для встречи с ним приехали сотни людей, чтобы услышать его. За короткое время вокруг Аль-Бухари сплотилось множество людей, и он учил всех, кто хотел учиться, ибо считал, что коллективное обучение людей грамоте принесет большую пользу обществу. По его мнению, необходимо расширить сеть учебных заведений для большего охвата людей грамотой и культурой. По преданию, несколько тысяч человек услышали из его уст более 70 тысяч хадисов. Среди слушателей были Ат-Термизи, ан-Насои.

Авторитет Аль-Бухари был настолько высок, что хадис, незнакомый ему, стал в народе считаться не достоверным. Известно, что правитель Бухары Холид ибн-Ахмад потребовал от имама Аль-Бухари поселиться в его дворце и заниматься обучением только его детей. По другим сведениям, правитель послал за ним человека, чтобы он пришел к нему и начитал ему свои книги «Ас-сахих» и «Таърихи кабир». Аль-Бухари так ответил: «Ты передай ему – я не буду унижать знания подношением их во дворцах. Кому они нужны, пусть ищет сам. Если он имеет нужду в чем-нибудь от науки, ему следует прийти ко мне – в мою мечеть или в мой дом – и послушать науку». Якобы это обстоятельство и послужило причиной выселения Мухаммада Аль-Бухари из родного города.

О последних событиях его жизни нам сообщает вакуфный документ, написанный для мазара Имама Аль-Бухари и представляющий копию, сделанную при эмире Хайдаре (1800-1826 гг.), с более древнего документа. Перевод был напечатан в «Туркестанских ведомостях» № 83 от 24 октября 1899 г.

«Когда имам Мухаммад выехал из Бухары, и это известие дошло до Самарканда, самаркандцы написали ему письмо с просьбой приехать в их город. Ал-Бухари направился в сторону Самарканда, и когда достиг селения Хортанг, лежащего близ этого города, ему стало известно, что самаркандские жители находятся в разногласии относительно желательности пребывания его в этом городе. Аль-Бухари остановился в Хортанге с целью выждать развитие событий. Однажды ночью … он впал в печальное и мрачное настроение. После последнего намаза Аль-Бухари молитвенно поднял руку: «Господи, земля стала для меня тесна, несмотря на всю свою обширность. Поэтому подними меня и привлеки в свою сторону.». В этом же месяце он заболел в названном селении и скончался. Это случилось в 870 г. (256 год хиджры) в один из первых трех дней месяца шаввала (1 сентября).

Автор «Самарии» Абу Тахирходжа дату смерти в ночь на праздник Рамазана 256 г. х. и причину, по которой Аль-Бухари был изгнан из Бухары, приводит несколько иначе: «Существует предание, что в бытность свою в Бухаре Имам Мухаммад написал фетву, по которой два ребенка, совместно сосущее одно животное, или пьющие его молоко, должны быть признаваемы молочными братьями или сестрами. Бухарские имамы изгнали его за эту фетву из Бухары. Когда он явился в Самарканд, то и самаркандские ученые   стали его преследовать, и он, наконец, должен был удалиться в Хортанг, где и проживал до самой смерти».

Заслуга Аль-Бухари состоит в том, что он впервые провел как бы «фильтрацию» хадисов. Если до него мухаддисы включали в свои сборники все услышанные хадисы, то Аль-Бухари провел так называемую проверку достоверности (сахих) или недостоверности (гайри сахих) хадисов. Именно поэтому мусульманские ученые-улемы оценивают «Ас-сахих» как источник, следующий после Корана. (В фондах Государственного музея истории культуры и искусства в Самарканде находятся обе книги, написанные Аль-Бухари, и 2 литографии книги «Ас-сахих»). Аль-Бухари по праву считается самым выдающимся хадисоведом Востока.

Важной составной частью ислама было учение о пророке Мухаммаде, которое вошло в символ веры, в право и богословие, историографию и литературу. Наука о хадисах характерна только для ислама. Сообщения или рассказы о высказываниях и поступках Мухаммада, о ситуациях, в которых был совершен поступок или произнесено высказывание составили самостоятельную ветвь исламского богословия. Таким образом, Хадис выражает наиболее общефилософские идеи исламской цивилизации. Коран стал священным писанием мусульман, а Хадис стал выражением подлинной сущности ислама.

По структуре каждое отдельное сообщение называется Хадисом, и оно подкрепляется Иснадом, т.е. ссылкой на непрерывную цепь людей, через которых она передавалась от первоисточника до последнего лица, производящего запись.

По значению и по первоисточникам Хадисы бывают первичные, вторичные, третичные и т.д. Первоисточниками выступали, разумеется, люди из ближайшего окружения Мухаммада – Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн аль-Хаттаб, Осман ибн Аффон, Али ибн Абу Толиб, Аъиша бин Абу Бакр Сиддик, Абу Хурайра. Абдуллах ибн Масъуд и др.

Из истории известно, что в период формирования хадисоведения количество хадисов было сравнительно невелико, но постепенно под влиянием жизненной необходимости количество передаваемого материала и число участвующих в этой передаче людей увеличивалось. Поэтому показательным для хадиса считали надежность канала и каждого его звена. То есть, здесь подразумевается безупречный нравственный облик передатчика, позволяющий на него положиться. Именно в зависимости от этого ученые-хадисоведы устанавливали три основных класса хадисов:

1.Истинные и достоверные – сахих

2.Хорошие и приемлемые   - хасан

3.Подозрительные и слабые – да’иф («заиф»)

Требования к знатокам хадисов были суровыми и хадисоведы считались наиболее уважаемыми людьми. Наряду со знанием Корана знание хадисов было почетным делом в обществе. Появились специальные школы по изучению хадисов и особые библиотеки, состоящие преимущественно из книг по хадисоведению, предоставляемые к услугам искателей хадисов, т.е. мухаддисов (туллаб ал-хадис).

Во второй половине IX в. были составлены сразу шесть сборников хадисов, которые завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров. Кроме того, было много комментариев к ним.

1.Первое место среди них принадлежит «Ал-Жомиъ ас-сахих» имама Аль-Бухари.

2.Второй книгой считается «Ас-сахих» имама Муслима ибн   Худжаж Нишапури (817-875 гг.)

3.«Ас-сунан-ул-кубро» имама Нисоий Ахмада ибн Али (830-915 гг.). Учился у имама Аль-Бухари. Родился в Насо (город в Хорасане между Сарахсом и Мервом). Умер в Дамаске.

4.«Ас-Сунан» имама Абу Довуд-Сулаймана ибн ал Ашъае (817-889 гг.). У него учился Ат-Термизи. Родился в Сейистане, умер в Басре.

5.«Ал-жомиъ-ас-сахих» имама Абу Исо Мухаммада ат-Термизи.

6.«Ас-Сунан» имама ибн Можа Мухаммада Казвини (824-887 гг.). Родился в Казвине (Иран), умер там же.

Хочется отметить еще одного мухаддиса, у которого учились все вышеназванные богословы – это имам Доримий Абдуллах Абу Мухаммад Тамимий Самарканди (797-869 гг.). Родился в Самарканде и умер в Мерве. Известная его книга – «Доримий суннатлари».

Наверх