Menu

Banner

Мечеть Биби-ханым

Мечеть Биби-ханым построена в конце XIV - начале XV вв., т.е. в тот период, когда в архитектуре Средней Азии сложился монументальный парадный стиль, проявление которого во многом обусловлено стремлением правителя прославить свое имя и величие образованного им государства. Об этом красноречиво свидетельствует надпись на портале дворца Ак-Сарай в Шахрисабзе: "Если ты сомневаешься в нашем величии, взгляни на наши постройки". Одной из характерных особенностей архитектурных сооружений, построенных на рубеже XIV-XV вв., являются их огромные размеры.

Представление о размерах мечети Биби-ханым дает, в частности, входной портал. Даже сейчас, когда верхняя его часть рухнула, он достигает высоты 36 метров. Ширина портала - 46 метров. Пролет ниши входного портала - 18,8 м при глубине 9,65 метра. Украшали портал резные мраморные плиты, богатейшая облицовка и двустворчатые ворота, выполненные из 7 сплавов металлов. Об этих воротах современники писали: "Звук великих врат (мечети), вылитых из семи металлов, призывает молящихся семи климатов на молитву". (По приказу эмира Хайдара, правившего Самаркандом в конце XVIII - начале XIX вв., ворота были переплавлены на монеты). Напротив мечети Биби-ханым в XV и до конца XVI в. возвышалось медресе, во дворе которого располагался мавзолей. До наших дней сохранился только мавзолей

По словам современников, "медресе соперничало с мечетью величием своих объемов и форм".

                          

Порталы мечети и медресе были обращены в сторону узкой улицы, и небольшое пространство между ними зрительно увеличивало их огромные размеры.

Великолепие мечети и медресе оттеняли сотни жалких, глинобитных, маленьких домишек, которыми был застроен Самарканд в XIV-XV вв.

Огромные размеры, богатство декора мечети и медресе, как и других сооружений, возведенных по приказу Тимура, должны были внушать простым смертным веру в силу Аллаха и его (Тимура) могущество.

Утверждать мысль о могуществе Аллаха и земного владыки - в этом заключался смысл надписей, которыми изобиловал декор мечети: это многократное повторение имен-эпитетов Аллаха, которыми наделял его ислам: "Единый", "Великий", "Милосердный", и слова: "Султан - тень Аллаха на земле".

Строительство мечети Биби-ханым было начато в 1399 году, после победоносного похода Тимура в Индию. Во время этого похода у Тимура могла зародиться мысль о постройке здания, превосходящего все им виденное.

Ранней весной 1399 года Тимур возвратился из похода в Индию, а в мае удары кетменей и лопат возвестили о том, что строительство грандиозной мечети началось. Завершено строительство было в 1404 году. Строили мечеть тысячи мастеров, как местных, так и согнанных по приказу Тимура из покоренных государств. Вот что писал историк XV в.: "Двести каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран работали в самой мечети, а пятьсот рабочих в горах близ Пенджикента трудились над добычей и обтесыванием камня и отправкой его в Самарканд".

Мастера и ремесленники, согнанные и собранные со всех концов мира, вносили в строительство свой творческий опыт и традиции.

Возвратившись осенью 1404 года из очередного похода, Тимур тут же отправился смотреть новую мечеть. Он, пишут историки, остался очень недоволен, так как портал мечети показался ему недостаточно высоким по сравнению с расположенным напротив медресе. Разгневанный Тимур приказал схватить и повесить двоих вельмож, наблюдавших за постройкой, а портал разрушить и возвести новый, больших размеров. 

Строительство продолжалось до ноября. В ноябре выпал снег, работы были приостановлены. В феврале 1405 года умер Тимур, и работы уже не возобновлялись.

До наших дней уцелело пять разрозненных строений: портал; напротив, в глубине двора, здание большой мечети; по сторонам - две малые мечети; в северо-западном углу двора - минарет, - вот все, что осталось от некогда слитного, цельного архитектурного комплекса.

Огромный труд исследователей: историков, археологов, искусствоведов, - дает нам возможность представить первоначальный облик мечети.

Пройдя под аркой портала, молящиеся вступали в обширный двор размером 130х102 метра. Двор был вымощен каменными плитами. В центре его находился глубокий колодец, перекрытый мраморной плитой с отверстиями для стока воды. По краям двора высились минареты.

Все четыре минарета, здание Большой мечети, Малые мечети и входной портал были соединены между собой арочной галереей, которую поддерживали 480 мраморных колонн. Властно приковывало взгляд здание Большой мечети, грандиозное, богато украшенное.

Композиция здания традиционна: портал, по углам его минареты, кубовидная призма основания, барабан, купол. Здесь колоссальные размеры во всем: пролет арки портала 18 м при высоте портальной ниши 29,7 м, диаметр купола 18 м и почти сорок метров от пола до его вершины.

Традиционная композиция портально-купольного здания здесь передана в обновленном звучании: устои портала фланкируют не округлые, а восьмигранные башни, притом утончающиеся кверху, что придает им большую стройность. И высота этих башен, как предполагается по графической реконструкции, достигала 80 метров.

О куполе мечети, сверкающем голубыми изразцами, и об арке ее историк XV в. писал: "Купол ее был бы единственным, если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы Млечный Путь не был ей парой".

Купол мечети с главного входа не просматривается, так как высота купола равнялась высоте портала.

Широко представлены в оформлении здания Большой мечети растительный, геометрический, эпиграфический орнаменты, выполненные в технике резной поливной терракоты, расписной майолики в сочетании с неполивными кирпичиками, резной наборной мозаики. Интерьер мечети украшала орнаментальная роспись по штукатурке на стенах и позолоченные изделия из папье-маше на внутренней чаше купола. 

В декоративном оформлении мечети сконцентрировалось все лучшее, что было достигнуто мастерами к началу XV в. Мечеть Биби-ханым принадлежит к числу тех сооружений Средней Азии, декоративное оформление которых поражает неистощимым разнообразием орнаментации и самих приемов декора.

Внешнее убранство Малых мечетей уступает декору Большой. Это архитектурный прием, смысл которого заключается в стремлении подчеркнуть главенствующее значение основного здания мечети.

По пятницам сюда приходили тысячи мужчин-мусульман. Это была «пятничная мечеть», предназначенная для совершения молитв по пятницам, наиболее почитаемому мусульманами дню недели. И как место сбора значительной части населения города, мечеть Биби-ханым играла заметную роль в жизни средневекового Самарканда.

Одну из главных причин разрушения мечети исследователи видят в том, что зодчие, выполняя заказ Тимура, предельно увеличивали масштабы сооружения, сохраняя при этом традиционные конструкции и приемы строительства. Этот контраст между замыслом и реальными возможностями его воплощения оказался роковым для мечети. Историк XV в. Ибн Арабшах рассказывает, что мечеть начала разрушаться вскоре после ее возведения, как камни начали сыпаться на мусульман во время молитвы. Ибн Арабшах приводит слова самаркандца, некоего Аллахдада, "человека остроумного, хитрого и проницательного, совершившего сто бегов и тысячу обходов Каабы": "Эту мечеть нужно назвать заповедной, а молитву, совершаемую в ней, молитвой страха".

Вопреки воле Тимура, грандиозные руины мечети Биби-ханым стали не символом мощи и величия грозного завоевателя, а замечательным памятником тяжкого и упорного труда и искусства многих безымянных мастеров.

С 1967 по 1974 год продолжались исследовательские и проектные работы архитекторов, археологов, инженеров, искусствоведов.

В 1974 году был представлен проект консервации и частичной реставрации мечети Тимура, разработанный авторским коллективом в составе кандидата архитектуры К.С.Крюкова (научный руководитель), архитектора Н.Н.Кузьминой, кандидата технических наук Я.Л.Арадовского (гл. инженер проекта), В.Горохова (художник-реставратор). При составлении проекта были использованы материалы предшествующих исследователей: Ш.Е.Ратия, Г.А.Пугаченковой, В.М.Филимонова, Н.Н.Кузьминой и А.А.Асанова. Дальнейшие работы проводились группой архитектора М.Тухтаева (гл.архитектор проекта). Пока проводились консервационные и реставрационные работы, в проект вносились изменения. Спорные вопросы, не подкрепленные документально, восстанавливаться не стали.

Сейчас завершены основные инженерно-укрепительные работы на Большой и Малых мечетях, возведены и отреставрированы внутренние и внешние купола, на портале Большой мечети закреплен свод. Памятник надежно защищен от влаги и землетрясений в 8-9 баллов.

Соборная мечеть Самарканда, по словам Клавихо, "принадлежала к самым великолепным зданиям, какие царь (Тимур) до сих пор воздвиг".

Сейчас, в перспективе веков, можно усилить эту фразу, сказав, что мечеть принадлежит к самым великолепным зданиям, которые созданы были когда-либо на всем средневековом Востоке.

Наверх