Menu

Banner

Мавзолей Рухабад

Мавзолей Рухабад, один из блестящих образцов архитектуры XIV-XV вв., привлекает внимание законченностью и монументальностью архитектуры. Его величие и масштабы подчеркиваются лаконичностью отделки. Мавзолей отличает особая простота форм – куб, восьмигранник, сфероконический купол. Имя мастера, возводившего мавзолей, неизвестно.

Внутрь мавзолея ведут три входа – с севера, запада и юга.

Отделка интерьера предельно проста: алебастровая гладь стен, арок, парусного яруса, купола.

Мавзолей построен для особо почитаемого современниками Тимура шейха Бурханеддина Клыч Сагарджи. Окруженное ореолом святости имя шейха послужило первопричиной названия мавзолея – Рухабад – «Обитель духа».

Бурханеддин Сагарджи умер в Китае, но завещал сыну Абу Саиду похоронить его в Самарканде у ног одного из представителей дервишского ордена «Громкого зикра» Нуреддина Басира, почитателем которого был и Тимур. По некоторым сведениям могила шейха появилась в 1287 году. Мавзолей над ней был построен в 1380 г. по заказу Тимура и по совету его духовного наставника Мир Сеида Береке. (По данным «Кандии» XII в. Абу Хафса Наджметдина Умара, сына Мухаммада ан Насафи ас-Самарканди Бурханеддин Сагарджи похоронен в Х в.).

Строительство впоследствии мавзолея Гур-Эмир вблизи мавзолея Рухабад не было случайным. Эти сооружения объединяла не только духовная связь. «Царская аллея» («Шах-рох»), мощеная светлым камнем, вела от мавзолея Рухабад к мавзолею Гур-Эмир и упиралась в нарядный портал.

Абу Тахир Ходжа, описывая мавзолей в «Самарии» в 30-е годы XIX в., пишет, что он лежит в руинах. В XIX в. у мавзолея Рухабад отстраивается комплекс зданий по периметру большого двора с хуазом. В составе комплекса была квартальная мечеть, минарет и другие служебные помещения. Минарет и привратные сооружения дошли до наших дней.

Помимо Бурханеддина Сагарджи в мавзолее Рухабад захоронены члены его семьи и родственники. В настоящее время архитектурно-планировочными и археологическими работами территории мавзолея восстановлена историческая топография вокруг памятника и постройки XIX в.

Архитектурные формы мавзолея, преобладание простой фактуры строительного кирпича, все это восходит к архаичным принципам XI-XII вв., и лишь значительность размеров возводит постройку в круг тех величавых большемасштабных сооружений, которые типичны для времени Тимура.

Наверх