Menu

Banner

Ансамбль Регистана в XVII веке

В начале XVII века, при первых правителях из династии Аштарханидов, в Самарканде создаются благоприятные условия для нового подъема строительной деятельности. Большую роль в этом отношении сыграл правитель самаркандского вилайета (области) узбекский военачальник из рода Алчин-Ялангтуш-бахадур.

Удачные походы на Кабул, Мешхед и другие города дали Ялангтушу большие богатства и целую армию рабов. Способный политик, он сумел создать себе положение фактически независимого правителя и сохранял свою власть в Самарканде, несмотря на частые смены власти в столичной Бухаре.

По замыслу и на средства Ялангтуш-бахадура было начато создание нового архитектурного ансамбля на площади Регистан. К этому времени ханака Улугбека пришла в состояние полного разрушения. На ее месте, напротив медресе Улугбека, тогда еще сохранявшего свой первоначальный облик, Ялангтуш соорудил второе медресе, известное под названием «Шир-Дор». По своим архитектурным формам эта постройка в основных чертах была репликой здания медресе Улугбека.

Несколько позднее Ялангтуш возвел на Регистане третью крупную постройку — медресе Тилля-Кари, своим главным фасадом занявшую северную сторону площади. Это медресе одновременно стало и новой городской соборной мечетью Самарканда. В здании Тилля-Кари был устроен большой двор, способный вместить массу молящихся, и вся западная часть постройки была отведена под помещение мечети.

Отличается от двух других медресе Регистана и внешний облик здания. К площади медресе обращено широким фасадом с низкими башенками-минаретами на углах. За большим, приземистым порталом слева виден пиштак и сейчас уже лишившийся купола цилиндрический барабан над зданием мечети. По архитектурному облику здание Тилля-Кари близко бухарским медресе.

Ансамбль построек на самаркандском Регистане, созданный в результате строительства при Ялангтуш-бахадуре, уникален, и вместе с тем он характерен для Средней Азии. В нем не выделяется какая-либо главная постройка; все три здания архитектурно равноценны и, в основном, повторяют одну и ту же форму. Но несмотря на простоту композиции, положенной в основу ансамбля, он очень выразителен и величественен.

Ритмичное повторение одинаковых или близких архитектурных форм и цветных узоров декорации создает ощущение исключительной монументальности и вместе с тем определяет органичное объединение всех трех разновременных построек в единый, целостный архитектурный образ.

Ансамбль Регистана в течение нескольких веков был религиозным центром Самарканда. С этой целью его и возводил Ялангтуш-бахадур, хотевший, чтобы Самарканд не уступал по своему значению Бухаре, в которой в XVI—XVII веках было построено очень много медресе.

Вместе с тем Регистан стал и остается важнейшим архитектурным центром.

Наверх