Menu

Banner

Ансамбль Регистана при Улугбеке

Улугбек был правителем Средней Азии (областей, находящихся к северу от Аму-Дарьи) с 1409 по 1449 год. Номинально главой Тимуридского государства считался отец Улугбека — Шахрух, имевший резиденцию в Герате, но современники называли Улугбека «величайшим султаном, покорителем царей народов, тенью бога на земле».
Народы Средней Азии законно гордятся своим выдающимся предком. Имя Улугбека записано в анналы истории мировой науки. Улугбек был не только видным политическим деятелем, но вместе с тем крупным ученым своего времени. Это — редкое, пожалуй, даже единственное в своем роде, сочетание талантов в среде государственных правителей средневекового Востока. По выражению персидского историка, Улугбек соединял «ученость Платона с пышностью Феридуна».

Крупнейшей научной заслугой Улугбека, создавшей ему мировую славу, было составление астрономических таблиц и каталога звезд. Этот труд, известный под названием «Зидж-и-Гурагани», возник в результате деятельности построенной Улугбеком па окраине Самарканда обсерватории, где астрономы и в числе них сам Улугбек производили в течение ряда лет наблюдения над звездным небом. Вместе с Улугбеком работали выдающиеся ученые того времени: первый учитель Улугбека Салахаддин Муса бен-Махмуд Кази-заде Руми, названный «Платоном своей эпохи»; видный астроном, родом из Кашана, Гияс-ад-дин Джемшид-ибн-Масуд; астроном Муин-ад-дин; талантливый самаркандец Алааддин Али-бен-Мухаммед, прозванный Али Кушчи, и другие.

Pукопись Улугбека и его сотрудников состоит из обширного теоретического введения и каталога точных положений свыше тысячи небесных светил, из которых многие были впервые наблюдены в самаркандской обсерватории. Являясь выдающимся достижением средневековой астрономии, рукопись «Зидж-и-Гурагани» представляет собой научный труд мирового значения. Она сохраняет ценность для науки и в наши дни, давая в руки современных астрономов точные сведения о положении многих звезд 500 лет тому назад. Таблицы Улугбека были широко распространены среди ученых Востока, а с XVII века неоднократно публиковались в Европе. На одной из европейских гравюр XVII века Улугбек изображен среди крупнейших астрономов мира.

Особенно увлекаясь астрономией и математикой, Улугбек был сведущ и в литературе. При его дворе находились крупные поэты, и сам Улугбек писал стихи. Покровительствовал Улугбек также развитию изобразительных искусств и архитектуры. Расцвет науки и искусства при Улугбеке создал почву, благоприятную для появления и развития творчества великого поэта и мыслителя средневековья, родоначальника узбекской литературы — А литера Навои.

Свидетелями интенсивной строительной деятельности, происходившей при Улугбеке, являются многочисленные архитектурные памятники, среди которых особенно интересны здания на самаркандском Регистане, медресе в Бухаре, медресе в Гиждуване, мечеть в г.Кеше (Шахризябс) и другие.

Не случайно среди построек Улугбека мы встречаем много медресе. В сложных политических условиях своей эпохи Улугбек должен был опереться на слои духовенства, связанные с книжным богословием. Этим путем он рассчитывал преодолеть оппозицию, нападавшую на него за отступления от шариата. Покровительствуя богословию, Улугбек, вместе с тем, вводил в программы медресе преподавание светских наук, в первую очередь астрономии и математики. Идеи, которыми руководствовался Улугбек, ясно выражены в словах надписи, исполненной на дверях бухарского медресе: «Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки».

Из построек, сооруженных при Улугбеке на самаркандском Регистане, до нас дошло, да и то в состоянии руин, лишь здание большого медресе, возвышающееся на западной стороне площади. Но исторические свидетельства рассказывают о том, что по приказу Улугбека здесь было возведено несколько монументальных зданий, составивших своеобразный архитектурный ансамбль.

Руины обсерватории Улугбека были открыты раскопками археолога В. Л. Вяткина в 1908 году на южном склоне холма Чупан-Ата, в 4 км от Самарканда. В здании обсерватории, о котором султан Бабур (родоначальник династии «великих Моголов», потомок Тимура) писал, что оно было огромной высоты и имело три этажа, находился громадный горизонтальный круг, имевший 48 м в диаметре. Внутри стен этого круга был устроен необычайных размеров квадрант, представлявший четверть окружности и имевший, по видимому, 40—50 м высоты. По квадранту, дуга которого состояла из двух барьеров, передвигался прибор, который при помощи диоптров, закрепленных на дуге, позволял наблюдать и устанавливать местоположение небесных светил. Раскопками открыта сохранившаяся нижняя часть квадранта, над которой сейчас возведена предохраняющая постройка.
Напротив медресе, по другую сторону площади, была построена ханака — странноприимный дом для дервишей. По словам историка — султана Бабура, посетившего Самарканд в начале XVI века, ханака славилась своим величественным куполом, который был «таких колоссальных размеров, что, как утверждают, равного ему нет в целом мире». Сравнительно скоро ханака была разрушена, и на ее месте в XVII веке было возведено медресе Шир-Дор.

Судя по старинным описаниям, к югу от медресе Улугбека находилось здание большой мечети, имевшей значение главной соборной мечети города. Мечеть была построена на средства влиятельного и богатого вельможи Алике-Кукельташ. Об этой мечети упоминают авторы еще в XVIII веке.
Недалеко от медресе и ханаки при Улугбеке были выстроены великолепные бани, считавшиеся самыми лучшими и красивыми не только в Мавераннахре, но и в Хоросане. При Бабуре они назывались «банями мирзы». Достопримечательностью бань был пол, выложенный из различных пород камня. Рядом с площадью были возведены караван-сарай «Мирзои» и другие постройки.
Пока еще трудно полностью воссоздать былой облик названных зданий. Несомненно, однако, что постройки составляли величественный ансамбль крупных зданий, в архитектуре которых проявились характерные для среднеазиатского зодчества тенденции к монументальности форм и декоративности внешней отделки. Об этом свидетельствует единственный дошедший до нас памятник ансамбля XV века — медресе Улугбека.

Дервиш — нищенствующий странник, монах.
Мавераннахр — арабское название области, расположенной между реками Сыр-Дарья и Аму-Дарья.

Наверх