Menu

Banner

Регистан

Величественные и красочные постройки Регистана памятны каждому, кто хотя бы раз побывал в Самарканде. Расположенные в возвышенной части города, они еще издали привлекают внимание своеобразием архитектурных форм: грандиозными стрельчатыми арками порталов, ребристыми цветными куполами и тонкими стройными минаретами. На расстоянии, кажется, что архитектурные массы здания причудливо громоздятся друг на друга, образуя живописную группу цветных блоков.

Приближаясь к Регистану, мы видим три громадные постройки с мощными монолитными стенами, поверхность которых, словно ковром, покрыта блещущей в лучах солнца изразцовой декорацией. Гигантские порталы зданий, окружающие с трех сторон большую площадь, обращены к зрителю огромными арками, которые своей стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены. Арки словно застыли в могучем напряжении. Кажется, что нечеловеческая сила заставляет недвижно стоять огромные купола, пилоны и минареты для того, чтобы на поверхности их стен спокойно переливались яркие краски выложенных изразцами причудливых цветных рисунков. Потрясающее, незабываемое зрелище...

Постройки Регистана широко известны по картинам и рисункам очень многих художников. Они запечатлены кистью В.В. Верещагина. И все же живопись не может передать всего очарования этих сооружений.
Регистан — центральная площадь Самарканда. К нему со всех сторон подходят главные улицы, радиально пересекающие территорию Старого города.

В далекие от нас времена, как установили раскопки, территорию современной площади пересекал мощный канал, оставивший массу песчаных отложений. Песчаные наносы канала, вероятно, определили название этого места, так как слово «Регистан» в буквальном переводе означает: «место песка», «песчаное поле».
Сейчас на самаркандском Регистане возвышаются три здания медресе, т. е. высших мусульманских духовных училищ. Два из них, носящие названия Шир-Дор и Тилля-Кари, построены в XVII столетии, а третье, расположенное с западной стороны площади, воздвигнуто еще в XV веке, при знаменитом внуке Тимура — Улугбеке. Исторические источники сообщают, что это медресе входило в интересный, но не дошедший до нас ансамбль монументальных построек, сооруженных при Улугбеке вокруг Регистанской площади.

Три здания медресе на площади Регистан в Самарканде являются выдающимися художественными памятниками не только среднеазиатской архитектуры, но и мирового зодчества. Лучшее из них — медресе Улугбека — наиболее полно воплотило в своих архитектурных формах и декорации специфические, выросшие на основе древних традиций особенности среднеазиатского зодчества, обогащенные к тому времени целым рядом достижений строительной техники и искусства сопредельных стран.

Типичный среднеазиатский пиштак со стрельчатой аркой и крепостеобразный монолитный блок здания органически связались с высокими купольными покрытиями и стройными тонкими минаретами, формы которых перекликаются с иранским зодчеством.

Превосходные мозаики медресе Улугбека служили образцом для прекрасных зданий Герата эпохи Навои, для строителей мечети в Анау (близ современного Ашхабада) и для многих других построек.
Две другие постройки самаркандского Регистана уступают медресе Улугбека в совершенстве исполнения и тонкости отделки, но все три здания вместе создают неповторимое архитектурное целое, характерное именно для Средней Азии эпохи сильных феодальных государств.

Советское правительство с первых лет революции взяло эти уникальные памятники среднеазиатского зодчества под надзор и охрану. Регистан объявлен заповедником.

С начала двадцатых годов непрерывно велись работы по укреплению архитектуры и облицовок памятников и восстановлению отдельных их частей. Особенно следует отметить многолетние работы по выпрямлению северо-восточного углового минарета медресе Улугбека. Минарет в результате сейсмических колебаний наклонился и грозил падением. Детальное изучение конструкции минарета и его фундаментов позволило при помощи сложных приспособлений и машин выпрямить и поставить его в первоначальное положение, не разбирая кладки и не нарушив неповторимой работы древних зодчих.

Другой большой и сложной реставрацией были произведенные в 1925 г. перекладка и восстановление провисшего и готового рухнуть громадного свода арки портала медресе Шир-Дор. Одновременно была укреплена мозаика с изображением львов в тимпане портала.

Реставрационные работы на памятниках Регистана не прерывались и в годы Великой Отечественной войны. За годы войны произведен капитальный ремонт южного портала медресе Улугбека и некоторые другие работы. Ведется подготовка к исправлению деформаций большой арки главного портала этого медресе. Изучение и восстановление регистанского ансамбля позволяют полнее и глубже познать и оценить художественные достоинства этого замечательного создания гениальных зодчих братского узбекского народа.

Наверх