Menu

Banner

Города, подобно людям, имеют свое неповторимое лицо, свое сердце, свой характер, свою жизнь. Но есть города, многовековая история которых олицетворяют историю целых народов и государств, отражая на своих страницах, словно в огромном волшебном зеркале, путь, пройденный многими и многоми поколениями.
Таков и Самарканд - один из древнейших городов мира.

Мост-вододелитель Шейбанихана

В 7-8 км к северо-востоку от Самарканда на левом берегу реки Зеравшан, несколько ниже железнодорожного моста, находится огромная кирпичная арка. Эта арка является одним из пролетов средневекового водного сооружения – моста-вододелителя, построенного на водоразделе Зеравшана, в том месте, где река разделяется на два русла – Акдарью и Карадарью. В литературе…
Подробнее ...

Медресе Нодира Диван-беги

Медресе Нодира Диван-беги является одним из интересных сооружений средневековой архитектуры Центральной Азии. Являясь составной частью архитектурного ансамбля у мазара Ходжа Ахрара, находящегося на юго-западной окраине Самарканда, представляет собой великолепный образец свободной планировки, обусловленной рациональным использованием территории, умелой организацией пространства с учетом имеющихся строений, зеленых насаждений, ирригационных устройств. Основание ансамбля связано…
Подробнее ...

Селение Дагбит

Селение Дагбит («10 талов») расположено в междуречье рукавов Зеравшана – Карадарьи и Акдарьи – в 14 км северо-западнее Самарканда. Зеравшан, проходя от Самарканда по равнине на запад, образует пойму, в составе которой отмечается несколько островов; самый крупный из них - Мианкаль длиной до 98 и шириной до 15 км. В…
Подробнее ...

Ансамбль Мухаммед-Султана в Самарканде

Упоминания об ансамбле Мухаммед-Султана встречаются на страницах работ, в той или иной мере затрагивающих мавзолей Гур-Эмир. Содержание их не выходит за рамки пересказа сведений из сочинения Малихо, опубликованных Я.Г.Гулямовым в 1948 г. Между тем накоплен достаточный материал для более определенных суждений об архитектуре, конструкциях и декоре этого интереснейшего сооружения конца…
Подробнее ...

Мечеть Хазрат Хызр

Мечеть Хазрат Хызр (по распространенным среди мусульман представлениям, Хызр – владетель «живой воды» и покровитель путников. Культ Хызра развивался из первобытных верований, связанных с обожествлением природы) находится на южной окраине городища Афрасиаб. По преданию, первая мечеть в Самарканде была построена именно на этом месте. Весьма вероятно, что основу памятника составляют…
Подробнее ...

Медресе Улугбека

В 1417 году, как явствует из надписи, исполненной цветной мозаикой в одной из ниш главного портала, медресе Улугбека уже строилось. Здание было закончено в 1420 году, о чем говорит другая надпись, в виде широкой полосы обрамляющая портальную арку. Можно предполагать, что при самых быстрых темпах строительства на сооружение медресе потребовалось…
Подробнее ...

Ансамбль Абди-Дарун

Та территория Самарканда, где находится ансамбль Абди-Дарун, в X в. представляла собой часть так называемого «внешнего города». («Внутренний город», шахристан располагался на территории городища Афрасиаб.). Здесь, среди садов и виноградников, были усадьбы феодалов. «Внешний город» окружала стена. Позднее, в XIV в., на ее месте возвели новую стену Самарканда. Район расположения…
Подробнее ...

Мавзолей Рухабад

Мавзолей Рухабад, один из блестящих образцов архитектуры XIV-XV вв., привлекает внимание законченностью и монументальностью архитектуры. Его величие и масштабы подчеркиваются лаконичностью отделки. Мавзолей отличает особая простота форм – куб, восьмигранник, сфероконический купол. Имя мастера, возводившего мавзолей, неизвестно. Внутрь мавзолея ведут три входа – с севера, запада и юга. Отделка интерьера…
Подробнее ...

Медресе Шер-Дор

Первое медресе, построенное Ялангтуш-бахадуром на самаркандском Регистане, было заложено в 1619 году и закончено лишь в 1635/36 году. Даты эти приведены в надписях, украшающих вход в медресе. Одна из надписей выложена цветной мозаикой, другая высечена на камне. Здание медресе возведено на месте руин ханаки Улугбека. При постройке медресе ханака была,…
Подробнее ...

Ансамбль Регистан

Проблема городского ансамбля была одной из главнейших в архитектуре Самарканда XV в. Монументальные ансамбли определяли его основные композиционные узлы и как бы ставили высотные акценты в его силуэте. Творческий гений большого коллектива искусных зодчих, каменщиков, специалистов декоративной отделки обогатил Самарканд множеством величественных, богато оформленных зданий. Достижения этой эпохи сказались в…
Подробнее ...