Menu

Banner

Торжество культуры и искусства

  • Опубликовано в Новости
Торжество культуры и искусства Фото: автора и З.Балтаевой

Сразу три новые экспозиции открылись 6 апреля в Государственном музее истории культуры Узбекистана, представив уникальные образцы декоративно-прикладного искусства и пробы кисти молодых живописцев.
Само открытие выставок стало настоящим праздником с танцами и песнями в исполнении учащихся Самаркандского колледжа искусств. Как подчеркнул чуть позже генеральный директор Самаркандского Государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Хужакул Мухаммадиев, любая выставка в музее это всегда торжество культуры, она не только помогает людям лучше узнать историю родного края, но и развивает духовно. 

"Очарование узоров тюбетеек"

Развернувшаяся на первом этаже музея экспозиция демонстрирует более 100 образцов тюбетеек различных фасонов, техники изготовления, формы и назначения. Все они - достояние фондов Самаркандского музея-заповедника, собранное его сотрудниками на протяжении многих десятков лет.

- Сегодня тюбетейка на мужчине чаще всего вызывает у нас тревогу, ассоциируется с трауром, - рассказывает старший научный сотрудник отдела искусств музея Гульбахор Абдурахманова, - а ведь во времена наших родителей без тюбетейки себя не мыслил ни один житель нашей страны. Головные уборы носили с младенчества до глубокой старости, и женщины, и мужчины, в праздники и будни. По тюбетейке узнавали социальное положение ее носителя, род деятельности и, конечно, место жительства. Например, по узорам отличаются тюбетейки Чуста, Бухары, Самарканда, Ферганы, Ташкента.

По словам Г. Абдурахмановой, выставка тюбетеек интересна тем, что позволяет за раз охватить широкий пласт национальной культуры, выраженной в ее узком, утилитарном, но не менее важном значении. Кроме того, головные уборы демонстрируют безграничную фантазию мастериц в выборе орнамента. Вышитые золотыми и шелковыми нитями, бисером, многие представленные тюбетейки являются редкими образцами не только исчезающего ныне ремесла, но и исчезающих народностей. Так, среди головных уборов в экспозиции можно увидеть уникальные, похожие на расписные юрты, тюбетейки локайцев.

"Изящность в переливах тканей"

Восток всегда славился своими пестрыми, играющими на солнце тканями. Проследить вкусы и предпочтения модниц на протяжении XIX-XX века можно по демонстрируемым в экспозиции музея более 200 образцам национальных тканей и художественных набоек.
Среди представленных образцов шелковых и полушелковых тканей - шойи, адрас, икат, бекасам, алача, хонатлас кустарного производства мастеров из Намангана, Маргилана, Самарканда, Карши, Бухары. Демонстрируются здесь набивной шелк и бархат, изготовленные в советское время на Самаркандской шелкоткацкой фабрике, хлопчатобумажные ткани Ташкентского текстильного комбината.

- Особо хочу отметить образцы художественной набойки, - продолжает Г. Абдурахманова. - Этот своеобразный способ украшения тканей - почти исчезнувшее искусство, сегодня оно в ходу разве что у дизайнеров одежды с утонченным вкусом. Ведь набойка - дело хлопотное, нанесение орнамента с помощью узорчатых форм-трафаретов требует немалого мастерства. Поэтому восхищение вызывает иранская набойка начала XX века, которая выставляется у нас впервые. О ней в каталогах музея очень мало сведений, но известно, что представленный образец выполнен в технике каламкари с дорисовкой.

На выставке экспонируются и покрывала, выполненные в лоскутной технике - курок. Согласно национальным обычаям, у каждой девушки в сундуке для приданного обязательно должны быть покрывало или скатерть из лоскутков тканей, тогда жизнь молодой будет счастливой и богатой.
"Песнь Родине"

Строгость академического рисунка со смелыми цветовыми решениями можно оценить на вернисаже живописи и графики. Природа родного края, исторические памятники Самарканда, сцены повседневной жизни, труженики села - все это по-прежнему вдохновляет молодых художников. По мнению старшего научного сотрудника отдела искусств Б. Юлдашева, выставленные в музее 70 работ отличают твердое владение техникой рисунка и желание экспериментировать. 

- Сегодня мы впервые с 1975 года демонстрируем работы наших выпускников, - рассказывает заведующий кафедрой станковой графики Самаркандского колледжа искусств Анвар Ашуров. - Все картины хранились в архивах колледжа и долгое время были недоступны зрителю, а ведь начинающему художнику важна не только оценка учителя, но и общественное признание. В настоящее время в нашем колледже рисунку и живописи обучают такие признанные наставники, как Д. Абдураупов, М. Мардонов, Ш. Гуломов, Э. Абдуллаев, Д. Узокова и другие. Высокий уровень преподавания и наплыв желающих учиться изобразительному искусству позволяют с сентября этого года открыть дополнительные три группы по таким направлениям, как компьютерная графика, ландшафтный дизайн и станковая живопись.
Что касается вернисажа, то, по словам А. Ашурова, подобные выставки будут проводиться на регулярной основе.

Анастасия ПАВЛЕНКО. СВ
Наверх