Menu

Banner

В Самарканде открылась мемориальная доска художнику Э.Алиеву

  • Опубликовано в Новости
В Самарканде открылась мемориальная доска художнику Э.Алиеву

На днях в Самарканде в торжественной обстановке открылась мемориальная доска, где жил известный самаркандский художник-скульптор, лауреат Государственной премии Узбекистана имени Хамзы Эйнулла Дадашович Алиев по улице Беруни, дом 55. Он родился 12 июня 1937 года в городе Баку, в поселке Билгях. После завершения учебы в Бакинском Государственном Художественном училище им. Азим-заде на отлично, поступил учиться в Ташкентский Государственный театрально-художественный институт. Завершив учебу в институте, он в конце 60-х годов приехал в Самарканд и остался здесь навсегда. Он вместе с Василием Дегтяревем и Нодаром Бандзеладзе создавал много скульптурных композиций и произведений искусства в нашей Республике. Некоторые из его работ, монументальное художественное оформление в виде чеканки по кованой меди, в банкетном зале, вестибюле и внутреннем дворике гостиницы «Самарканд» в городе Самарканде, а также оформление гостиницы «Бухара» в городе Бухаре. За эту работу Э. Алиев, В. Дегтярев и Н. Бандзеладзе были удостоены Государственной премии Узбекистана имени Хамза Хаким-зоде. Ниязи. А в 1977 г. им выполнено оформление станции Ташкентского метрополитена «50 лет СССР» (ныне станция «Мирзо Улугбек») и станция «Чкалов» 1984 год.

Работы Э. Алиева посвященные воинам, погибшим во Второй мировой войне можно увидеть в Кызылтепе (1979 г.) и Каттакургане (1980 г.), «Материнство» (1988 г.) и просветителю С. Р. Ализаде (1989 г.) в Самарканде. Он также активно принимал участие в декоративном оформлении ряда государственных и научных учреждений в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Нукусе. Его работы, такие как «Портрет скульптора В.Дегтярева», «Портрет скульптора Н.Бандзеладзе», «Музыкант», «Сборщица хлопка», «Чабан», «Каракум (символический портрет)», «Кызылкум (символический портрет)», «Ожидание», «Декоративный дракон», «Утро», «Авиценна», свидетельствуют о высоком профессионализме мастера.

После приобретения независимости нашей страны в 1991 году, появился новый импульс к творческим поискам Э. Алиева. Он подготовил эскизы памятников выдающихся узбекских мыслителей Абу Али ибн Сины, Мирзо Улугбека, Захириддина Бабура, а вершиной его творчества стал памятник Алишеру Навои в Национальном парке Ташкента.

Конкурс на памятник выдающемуся узбекскому поэту и государственному деятелю Алишеру Навои был объявлен в связи с подготовкой к 550-летию со дня рождения поэта. И вновь трое друзей – Э. Алиев, В. Дегтярев и Н. Бандзеладзе вместе и в кратчайшие сроки подготовили проект. Правительственная комиссия среди многих выбрала именно этот проект. Памятник стал одним из скульптурных украшений столицы Узбекистана. После этого друзья совместно создали несколько памятников А. Навои – в Акдарье (1991 г.), Пайарыке (1992 г.), Каттакургане (1998 г.) и другие. Кроме этого Э. Алиев – автор памятников «Птица Хумо» в Арнасае (1994 г.), «Птица Хумо» в Каттакурганском районе (1995 г.), композиции «Аисты» в Самарканде (1995 г.).

Э.Алиев много сил отдал развитию искусства в нашей стране. Он с 1968 года был членом Союза художников Узбекистана, а с 1969 по 1986 годы был председателем Самаркандского отделения Союза художников Узбекистана. За эти годы им было организовано более 200 выставок молодых художников и скульпторов и даже удалось создать картинную галерею в совхозе Ильич Пасдаргомского района и колхоза им Куйбышева (ныне им. Ахмад Нишанова) Пайарыкского района. На протяжении всего творческого пути Эйнулла Алиев участвовал во многих художественных выставках, которые проходили в Самарканде, Ташкенте, Баку, Алма-ате, Москве, а также за рубежом, в галерее города Хельсинки (Финляндия) и в городах Питтсбург, Вашингтон, Хьюстон, Денвер, Сан-Франциско (США) и других.

Художественные работы Э. Алиев, украшают различные города и учреждения Узбекистана. Его работы хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, Государственном музее истории культуры Узбекистана в Самарканде, Картинной галерее города Ургенча, Государственной Третьяковской галерее в Москве и многих других.

Эйнулла Дадашович Алиев скончался в 15 мая 2001 года и был похоронен на своей второй родине – в Самарканде. Все, кто его знал, говорят о доброте, тактичности, интеллигентности, порядочности мастера.

Жизнь и творчество скульптора Эйнуллы Алиева – свидетельство нерушимой дружбы азербайджанского и узбекского народов. Не случайно 27 сентября 2010 г. в ходе официального визита в Республику Узбекистан Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр, ныне Президент Узбекистана Шавкат Мирзияев посетили выставку работ Э. Алиева в новом здании Азербайджанского культурного центра им. Г. Алиева в Ташкенте.

Эйнулла Алиев внес большой вклад в национальное и культурное достояние республики, что является показателем нерушимой дружбы между двумя братскими народами.

Учитывая его заслуги в развитие дружбы между народами и развитие искусства, а также в целях увековечивания его памяти, связи с восьмидесятилетием со дня рождения, Азербайджанский культурный центр им. Г. Алиева совместно с Академией художеств Узбекистана подготовили эту мемориальную доску с барельефом художника, который был торжественно открыт в Самарканде.

На церемонии открытия мемориальной доски выступили руководитель Азербайджанского культурного центра им. Г. Алиева в Ташкенте Самир Аббасов, председатель областного отделения Азербайджанского культурного центра Одил Мирзаев, профессор Самаркандского филиала ТАТУ Юсуф Абдуллаев, самаркандский художник Абиб Исмаило, директор художественной галереи «Чорсу» Акбар Фазилов, дочь скульптора, председатель Самаркандского отделения Академии художеств Узбекистана Ягут Алиева.

В Самарканде открылась мемориальная доска художнику Э.Алиеву

В Самарканде открылась мемориальная доска художнику Э.Алиеву

В Самарканде открылась мемориальная доска художнику Э.Алиеву

В Самарканде открылась мемориальная доска художнику Э.Алиеву

В Самарканде открылась мемориальная доска художнику Э.Алиеву

Рахим Каюмов – заведующий научно-практического музея-лаборатории СамГУ

Наверх