Menu

Путеводная звезда вуза

  • Опубликовано в Новости
Профессор Хасан Бегматов на кафедре культурологии, 1996 г. Профессор Хасан Бегматов на кафедре культурологии, 1996 г.

Самаркандский государственный университет отмечает в этом году 90-летие со дня основания. Не каждый вуз может похвастаться таким долголетием, такой интересной и, что самое главное, богатой на успехи и достижения историей.
За всю историю своего существования СамГУ прошел путь от педагогического института до классического университета. Стал одним из самых крупных вузов, динамично развивающихся в соответствии с традициями лучших вузов постсоветского пространства. СамГУ сегодня - это не только широкое университетское образование, крупнейший учебный, методический комплекс, но и культурно-просветительский центр.

В его славной истории - выдающиеся имена, яркие, незабываемые события, и, конечно, истинное подвижничество многих поколений педагогов и наставников. Мне посчастливилось почти половину этого срока непосредственно участвовать в судьбе университета, что для меня большая честь. 
Я поступила на исторический факультет в 1977 году, когда университет отмечал свой 50-летний юбилей. Исторический факультет считался одним из лучших, который готовил высококвалифицированные кадры. Нам преподавали такие видные ученые, как М. Джуракулов, Р. Мукашева, Н. Аванесова, М. Эгамбердыев, М. Аминов, М. Муминова, М. Абрамов, М. Израилов и другие. Этот список можно продолжить, но даже несколько вышеперечисленных фамилий говорит о высоком уровне образования, полученного нашими выпускниками в стенах СамГУ.

Педагоги учили нас работать с литературой, повышать свою духовную культуру, искать новые знания, быть ответственными. Помню случай, когда мы сдавали экзамен по археологии М. Джуракулову. Он задал мне вопрос: "Прочитала ли я дополнительную литературу, которую он рекомендовал?". Я ответила, что не успела, но прочитала и законспектировала всю основную литературу. Он сказал, что не может поставить мне высокую оценку, так как я не выполнила все требования по предмету. Тогда я очень обиделась, считая доводы педагога несправедливыми. Но вмешалась Нонна Армаисовна Аванесова, куратор нашей группы, и пообещала Мавлону Джуракуловичу, что я обязательно прочитаю дополнительную литературу в течение нескольких дней. Позже я подошла к М. Джуракулову, чтобы рассказать о прочитанном, но он не стал слушать, а лишь сказал, что дополнительная литература важна для расширения кругозора ученого. Это стало уроком не только для меня, но и моих сокурсников, мы поняли, что работать с учебным материалом нужно не только для оценок, но и для глубокого познания мира.

Вспоминается и другой случай, когда занятие по эстетике преподаватель В. Севрюк начала с того, что сказала: "Я обедала в студенческой столовой и наблюдала за молодыми людьми, которые так красиво кушали!". Мы, однокурсники, переглянулись и подумали, что значит "красиво кушать". Это был вопрос на удивление. А удивление, как известно, вызывает интерес. Отсюда появился интерес к культурологии. А преподаватель истории М. Израилов все занятия проводил на основе презентации слайдов через кодоскоп, тем самым заинтересовав студентов. 
Сегодня, вспоминая наших педагогов и сравнивая сегодняшние реалии, можно с уверенностью сказать, что уже тогда они применяли педагогические технологии, суть которых заключалась в активизации познавательной деятельности студента. Приобщение к книгам, постановка вопросов, вызывающих интерес, применение информационных технологий, чтобы занятия не были скучными - эти методы присущи великим педагогам.

За время становления и развития университета сменилось не одно поколение преподавателей и сотрудников, каждый из которых внес свой достойный вклад в историю СамГУ. Можно назвать имена талантливых, ученых-творцов - профессора Н. А. Аванесову, доцентов М. Рахматуллаева, Б. Туракулова, которые и по сей день готовят специалистов-историков, продолжают вносить свой достойный вклад в воспитание и развитие молодого поколения. 

Я думаю, что ни один вуз не может почивать на лаврах, быть уверенным, что он достиг совершенства. Это как с путеводной звездой: стремиться к ней надо, но достичь невозможно. С каждым годом меняются запросы общества и меняются задачи, стоящие перед образованием, поэтому вуз должен постоянно совершенствоваться, учитывая потребности страны, региона, города, чтобы подготовить высококвалифицированных специалистов. Задача СамГУ - дать фундаментальное образование, некую основную базу и прикладные знания, чтобы человек, окончив вуз и придя на работу, мог сразу приступить к своим обязанностям без какого-либо дополнительного обучения. Если вуз эту задачу решает, и при этом не вступает в силу формула "забудь всё, чему тебя учили в университете", то наверняка он со своей задачей справился. Ну и, конечно, важным показателем успешной работы вуза является востребованность выпускников.

Любая задача по плечу, если вуз развивается на основе эффективного менеджмента. СамГУ повезло, сегодня его возглавляет мудрый, дальновидный руководитель, обладающий профессионализмом высочайшего уровня. С приходом профессора Р. И. Холмурадова университет, следуя девизу "Кто не движется вперед, то отстаёт!", находится в состоянии инновационного поиска и постоянного самосовершенствования, реальными делами поддерживая его высокий престиж.

Джамиля ВАФАЕВА, СВ
Samcity.uz Подпишитесь на наш Telegram

Оставить комментарий

Наверх