Menu

Открытый урок от звезды

  • Опубликовано в Новости
Открытый урок от звезды Фото: Евгений Романенко

Совет, данный вовремя - великая ценность. Особенно, если дельная подсказка мудрого, старшего, профессионального мастера дана юному созданию в самом начале творческого пути. Потому так горели глаза и было столько волнения у воспитанников Самаркандской школы музыки и искусств № 3 на встрече с Народной артисткой Узбекистана Насибой Абдуллаевой.

Те из ребят, которым посчастливилось выступить в этот день на сцене, буквально впитывали жесты, слова, интонации! И это, поверьте, не были скучные нравоучения, скорее, добрые напутствия, которыми Насиба Меликовна сопровождала каждое исполнение юных вокалистов. Причём, своеобразный мастер-класс получили вместе с учениками и их педагоги. Хочется отметить тонкость и деликатность обращения звезды узбекской эстрады, у которой краткий этот урок соответствовал главному принципу: не навреди! Не ранил, не разочаровал, не подорвал у хрупкой души веры в себя.

…«Только у любимой могут быть такие необыкновенные глаза». Проникновенные строки и чарующая мелодия этой песни (авторы К. Сейтлиев, А. Бабаев, перевод А. Кронгауза) вот уже более полувека трогают слушателей. Рашид Бейбутов, «Ялла», Сосо Павлиашвили, Севара, Тимур Темиров – список можно продолжить. Но сегодня о чудных глазах поёт ученик музыкальной школы № 3 Феруз Вахидов. Приятный голос. И не будем говорить о скованности, смущении, ведь это первый публичный выход на концертные подмостки. К тому же дебют его наставника Захро Алиевой, выпускницы колледжа искусств года минувшего. Она выслушивает мнение профессионала и, судя по дальнейшей нашей беседе, делает верные выводы и искренне благодарит.

- Я выросла в музыкальной семье, мой папа работает здесь же, брат занимается музыкой, – рассказывает Захро Икромовна - Конечно, дома много бесед на эту тему. Но то, что услышала сегодня от Насибы, для меня очень важно для будущего формирования. Чётко представляю теперь, на что надо обратить внимание. То, что первый год, даже полгода преподаю, не снимает с меня ответственности за неудачный подбор репертуара. На занятиях по вокалу, казалось, третьеклассник справляется. Технически во многом это так. Но надо было больше оттачивать тембральность… И правильно подчеркнула сейчас ведущая мастер-класса: трудно мальчику воспевать то, что он ещё не изведал…

Интересуюсь у Феруза, не обиделся ли на замечания. Отвечает однозначно: нет! Считает, что повезло получить оценку, отныне и он знает, как и что подтянуть в работе над вокалом. К тому же ташкентская гостья достаточно по-доброму высказалась о голосовых данных, дала надежду на перспективу. А пока…

Есть пословица о том, что всякому возрасту и времени - своя песня нужны, важны опыт и чувства, приходящие с годами. А мы, взрослые, упорно умиляемся, когда дети поют о неизведанном, о большой любви. И чем громче, тем лучше! Народная артистка неоднократно именно на тональности акцентировала внимание, на слабом вибрато, на диссонансе голоса и инструментального сопровождения. В общем, есть коллективу первой музыкальной ступени над чем трудиться.

Хотя местом проведения «открытого» урока со звездой стала третья музыкальная, в её стенах собрались учащиеся, родители и преподаватели других школ, причём, не только городских, но и из районов, педагоги, студенты колледжа искусств. Присутствовали Народный артист Республики Мардон Мавлонов, заслуженные артисты Э. Хайдаров, В. Бахриев, другие местные популярные певцы, представители «Узбекконцерта», областного управления культуры.

- С раннего детства люблю творчество Насибы Абдуллаевой, пою её песни, - спешит поделиться мнением ученица четвёртого класса эстрадного вокала Мафтуна Мухиддинова. - И сегодня представила одну из них, с интересом восприняла высказанное в мой адрес. Очень понравились советы всем нам по подходу к репертуару с учётом многих факторов и особенностей вокалистов. И пожелания, выходя на сцену, забыть про боязнь, петь как будто для себя.

Более опытная, она сочувствует маленьким Мунисе и Хушнуту:
- Они же макомисты, а им - микрофоны в руки… растерялись, конечно. Переживала, если честно, вдруг заплачут, но молодцы, смотрите, улыбаются!

Да, даже эти первоклашки достойно восприняли замечания. Как и их сверстница Севинч, исполнившая произведение, написанное сотрудником школы Д. Батыровым. А этот парнишка просто «взорвал» зал. Хлопали, притопывали, подпевали. Ещё бы, когда «счастье вдруг постучалось в двери!» и беспроигрышная для публики Besame mucho. Покорили и отважное заявление, последовавшее за первым исполнением, «ещё две хочу спеть», и одобрительное от примадонны: «Пой!» Активный, голосистый, даровитый. «Ты очень артистичный», - подчеркнула в конце Насиба Меликовна. Но… учиться, учиться и учиться: попадать в нотки, чувствовать темп, сберечь задумку авторов. В общем, всё ещё впереди. И поцелуй от звезды - на память!

Здесь уже, пожалуй, пора обратиться к общему впечатлению нашей знаменитой землячки, самаркандской любимицы:
- Вряд ли, такое короткое знакомство может создать определенное и правильное впечатление о школе и исполнителях. В нашей стране очень много талантливых детей, а кем они станут, покажет время. И здесь, несомненно, велика роль учителя. Грамотного, чуткого специалиста, любящего детей и дело, которому служит.

Менеджер группы Насибы Абдуллаевой Дилором Сафаева чуть позже пришлёт письмо, где живут размышления о современном образовании, его проблемах, задачах. Приведу лишь несколько предложений: «Насиба училась всего лишь в студии, это не было школой. И все самое важное она получила именно там. Это говорит о том, что педагогический состав того времени – профессионалы, труженики-энтузиасты. С этой базой люди двигались дальше по жизни, впитав и храня все, чему их научили».

У Насибы Абдуллаевой есть чему учиться не только завтрашним вокалистам, но и тем, кто в последние годы на экранах, на эстрадной арене. Чем она берет нас, трогает струны сердца? Талантом, ещё раз талантом, высокой планкой исполнительского мастерства, лиричностью. И той скромностью, чувством собственного достоинства, уважением традиций, которым не нужны напускная яркость, эффекты, экстравагантные, почти маскарадные наряды, когда внутренняя пустота заполняется внешней мишурой. И предостережение не гнаться за внешней мишурой читалось между строк на этой удивительной встрече.

Галина ТРОИЦКАЯ. СВ

Наверх