Menu

Певец красот родной земли

  • Опубликовано в Город
Певец красот родной земли Фото: farishta.uz

В Центральном выставоч­ном зале Академии художеств Узбекистана с успехом прошла выставка "Мелодии Самаркан­да", посвященная творческому наследию самаркандского жи­вописца Намоза Султанова.

На выставке в Ташкенте были представлены более 60 работ, красноречиво говорящие о творчестве живописца, а весь жизнен­ный путь Намоза Султанова все­цело был связан с родным краем. Здесь он черпал вдохновение, здесь учился видеть красоту, здесь же получил признание как педа­гог и живописец. А если углубить­ся в биографию художника, как пытливому юноше было не вдох­новиться зелеными кущами и быстрыми горными ручьями? Как не разглядеть самобытную красоту сквозь замысловатые узоры, кото­рые рождались под ловкими дви­жениями мастериц-вышивальщиц? Ведь именно тогда, наблю­дая, как его мать без трафарета вышивает сложные арабески, по­нял, что этот загадочный мир ли­ний и цвета навсегда поселился в его сердце. Туда, где уже пульси­ровала любовь к природе, исто­рии и женщине.

В 1963 году 25-летнего сту­дента первого курса Ташкентско­го театрально-художественного института приметил народный художник Узбекистана Чингиз Ахмаров. Мастеру импонирова­ли скромность молодого худож­ника, выпускника знаменитого Республиканского художествен­ного училища им. П. Бенькова. В Намозе уже тогда мерцал талант живописца, который терпеливо ждал часа пробуждения. И Ахма­ров своими советами, доверием помог Султанову найти свой путь в искусстве. Сначала это было участие в создании декораций к художественному фильму "Улуг­бек", где художественное реше­ние осуществлял Чингиз Ахма­ров, а потом в творческом содру­жестве ими были выполнены три монументальные работы. Это росписи в Институте востокове­дения, в Институте рукописей имени А.Навои в г. Ташкенте и в Мемориальном музее Мирзо Улугбека в г. Самарканде.

В 1969 г. Н.Султанов стано­вится участником республикан­ской выставки. Еще в ранних ра­ботах его пейзажи дышали влюб­ленностью ко всему мирозданию, были проникнуты светом и тихой радостью самой жизни. Позже, он несколько меняет свою цве­товую палитру и манеру письма, не без влияния своего учителя Ахмарова, и обращается к порт­ретному жанру.

Некоторые из них были пред­ставлены на вернисаже в Ташкен­те. На картинах изображены современники художника - педагоги, студенты, деятели культуры. Это - "Гулистан", "Раздумье", "Усто Иб­рагим Шермухаммедов". Особое, искреннее, поэтическое отноше­ние у Султанова к женскому порт­рету. Целая вереница прекрасных образов - от девочки до умудрен­ной опытом и заботами хранитель­ницы очага - возвеличивают жен­щину. У самого Султанова - любя­щего мужа и примерного отца - было восемь детей.

По воспоминаниям его доче­ри, искусствоведа и биографа художника Д. Султановой, у них была идеальная семья, в которой все понимали друг друга, и это понимание, в первую очередь, шло от отца, который никогда не повышал голоса и не суетился. При этом всё успевал - писал кар­тины, преподавал в вузе, заботил­ся о благополучии семьи.

В 2000 г. за успешный и пло­дотворный труд педагогу, про­фессору Н.Султанову было при­своено звание "Заслуженный на­ставник молодёжи Республики Узбекистан" - к этому времени Султанов 32 года проработал на кафедре изобразительного искус­ства в Самаркандском государ­ственном архитектурно-строи­тельном институте.

Анастасия ПАВЛЕНКО.(СВ)

Samcity.uz Подпишитесь на наш Telegram

Оставить комментарий

Наверх