Menu

"Кундаль": лирика узоров

  • Опубликовано в Город

Рай цветов - так в переводе с фарси звучит орнаментальная техника росписи "кундаль". Она получила развитие в конце XIV - начале X V веков. Тогда люди ук­рашали свои дома и посуду в этой манере. Но сегодня на родине ори­гинального стиля - мастеров зани­мающихся этим видом искусства, можно пересчитать по пальцам...

Хабиб Турдалиев - один из тех мастеров, которому удалось восста­новить почти забытые вековые тра­диции изобразительного искусст­ва Востока, имеющие большую по­пулярность во времена Темуридов. Работая несколько лет на истори­ческих памятниках и реставрируя шедевры древней архитектуры во всех уголках Узбекистана, самар­кандский художник научился созда­вать свои произведения при помо­щи только ему известного рецепта, состоящего из сыпучего материала, клея, меда и даже яиц, используе­мых для пластичности.

Первая наша работа была в мечети махалли Кош Хауз, - гово­рит Хабиб Турдалиев. - Мне очень понравилось переплетение узоров, созданное руками древних масте­ров. С этого момента у меня и воз­ник интерес к росписи и со време­нем это увлечение переросло в профессиональный интерес.

Протирая копоть на росписях древних памятников, X. Турдали­ев увидел совсем другие цвета. Это были яркие насыщенные тона, которыми нельзя было не восхищаться... Мастеру потребо­валось несколько лет, чтобы най­ти способ создания подобной цве­товой гаммы.

Люблю работать не только по росписи, но и по ганчу. Ганч - очень хрупкий материал. Его необходимо чем-либо укрепить. Что­бы уменьшить вес ганча, я доба­вил дерево, что в свою очередь еще и укрепляет. Подобная технология еще нигде не применялась. Я ее сам придумал в поисках изящно­го и в то же время твердого мате­риала, - продолжает мастер.

По стопам Хабиба Турдалиевича пошли двое его сыновей. Они активно участвуют во всех областных смотрах-конкурсах, на одном из которых даже удостоились зва­ния "Самые молодые ремесленни­ки области". Дадажон и Равшан вместе с другими учениками ак­тивно помогают отцу. Но, вот кому действительно передался талант Хабиба Турдалиева, то это его до­чери Камилле, успехи которой ра­дуют художника. Ведь она так на­поминает его самого в детстве.

У самаркандского мастера есть планы на будущее. Ему очень хотелось бы заниматься обжигом изделий самому. И получать такие образцы, мотивы которых подска­зывают его творческие замыслы.

Все творения великих масте­ров прошлых столетий не прошли мимо чувств и сознания Хабиба Турдалиева, оставив в его творче­стве глубокий след. Древние ар­хитектурные памятники, казалось бы, оживают под руками худож­ника и живут своей таинственной и притягательной жизнью. И пока есть мастера, желающие созда­вать настоящие творения искусст­ва и не жалеть для этого ни вре­мени, ни сил, древние традиции изобразительного искусства на­шего края будут жить вечно.

Кумуш АСЛИЕВА.         

 

Samcity.uz Подпишитесь на наш Telegram

Оставить комментарий

Наверх