Menu

Шелковая поэзия Ганиевых

  • Опубликовано в Город

В Самарканде, недалеко от Университетского бульва­ра, есть дворик. Самый обыкновенный, каких в нашем древнем городе тысячи. Но шелковые платья, платки и шарфики, изготавливаемые здесь, известны во всем мире и были отмечены самой высокой оценкой - знаком каче­ства ЮНЕСКО.

ИСТОКИ

Изящные, несравненные по окраске и нежности шелко­вые платья, платки, шарфы... Смотришь на них и словно ви­дишь весеннюю лазурь неба, зелень лугов и полей, золото и пурпур осенних садов древнего Мароканда...

История этой семьи ремесленников уходит своими кор­нями вглубь веков. Самая старшая на сегодня представи­тельница династии - кавалер медали «Шухрат» Шоира-опа Ганиева является мастерицей в шестом поколении. Ее мать Хурсаной, бабушка Мухаррам, прабабушка Барно также занимались этим ремеслом. Шоира, приняв у них тради­ции, бережно передала их своим дочерям, те учат теперь своих детей.

Шоира-опа, член ассоциации «Хунарманд», Академии художеств Узбекистана - участница и призер многих меж­дународных выставок, где специалисты давали ее работам самую высокую оценку. А в 2007 году ее продукция впер­вые была отмечена знаком качества ЮНЕСКО.

До нее вся технология крашения шелка и росписи по нему передавалась устно, из поколения в поколение. Но она решила сделать это достоянием всех, кому интересно это ремесло и недавно написала книгу, про технологию шелко-графии и сейчас готовит к изданию.

Шоира-опа с мужем Ашуркулом-ака, тоже, кстати, мастером-строителем, за сорок три года совместной жизни вос­питали четырех дочерей. Сейчас у всех дочерей свои семьи. Но продукцию изготавливают все вместе, так как процесс крашения шелка достаточно трудоемкий. Взрос­лым помогают и дети. Так они тоже делают свои первые шаги в мир искусства.

В МАСТЕРСКОЙ: КАК ТЫСЯЧУ ЛЕТ НАЗАД

Технология крашения шелка и росписи по нему, навер­ное, стара так же, как и технология возделывания шелка. Она сохранилась до сегодняшнего дня неизменной, так же, как и тысячу лет назад. Используются только натуральные материи как адрас, атлас, крепдешин, натуральные краси­тели и закрепители. Об этом рассказывает мастерица Лола Ганиева:

Существуют два способа крашения и росписи - горя­чий и холодный. Есть и способ печатания узоров, но сейчас он не используется широко.

При горячем способе, его еще называют «гульбанд», то есть, «цветочные узелки», шелк завязывается определенным способом узелками и погружается в котел с краской. После получения одного цвета, возникшие узоры закрепляются и затем в шелке делают другие узелки и он снова погружает­ся в краситель другого цвета и так далее. Число котлов мо­жет доходить до пяти-шести, в зависимости от узоров и цве­тов, которые хочет получить мастер. Красители тоже изго­тавливаются только из натуральных продуктов - незрелый орех, например, дает зеленый цвет, мак самосейка - крас­ный, лук и гармала - желтоватый, индиго - синий и т.д. Ин­тенсивность цветов зависит и от того, сколько держат шелк в красителе. В качестве закрепителей также используются только натуральные продукты - квасцы, известь, соль...

Холодный способ шелкографии — более распространен­ный на сегодня. Тут белый шелк натягивается на специаль­ную рамку и узоры наносятся кистью. Затем все это зак­репляется паром или горячим утюгом.

Что интересно, по словам Лолы Ганиевой, мастера не хранят копии созданного однажды узора, каждый раз творя совершенно новое произведение искусства.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Камила Ганиева является самой юной представительни­цей династии мастеров-Ганиевых. Ей шестнадцать лет и она учится на первом курсе факультета прикладной графики Самаркандского колледжа искусств. С искусством краше­ния шелка и росписи по нему знакома с детства — едва научившись ходить, под руководством бабушки принимала участие во всех процессах изготовления изделий. Сейчас она больше работает в «холодном» стиле, то есть, рисует по шелку. Несмотря на молодость, принимала участие в различных конкурсах. Удостоена грамот, дипломов, в том числе, конкурса на призы Президента Республики Узбекис­тан «Ташаббус». Ее работы отличаются особым изяще­ством, рафинированными тонами. Ощущается синтез со­временности с древними традициями, а в узорах чувству­ются национальные мотивы-перчик, гранат, виноградные лоза и листья...

Рисую спонтанно, - рассказывает Камила. - Натягиваю шелк на раму, беру в руки кисть, и орнамент напрашивается сам собой.

Меру, гармонию цветов Камила, наверное, чувствует ин­туитивно. Возможно, сказывается воспитание в творческой среде, возможно, это гены. Камила хочет продолжить тра­диции семьи.

ПОЭЗИЯ НА ШЕЛКЕ

Вообще-то, мать в юности мечтала стать поэтессой, - выдает секрет матери Лола Ганиева. - У нас есть стихи ее юности, неплохо написаны, между прочим. Но жизнь по­шла по другому руслу...

Все-таки, можно сказать, что детская мечта Шоиры Ганиевой сбылась. Ее работы настолько лиричны и нежны, что невольно сравниваешь их с восточной поэзией. Толь­ко эти стихи написаны не пером и не на бумаге, а краска­ми и на шелке. А эту творческую и дружную семью разве нельзя сравнивать с поэмой, посвященной созидательно­му труду?

Изящные, несравненные по окраске и нежности шелко­вые платья, платки, шарфы... Смотришь на них и словно ви­дишь весеннюю лазурь неба, зелень лугов и полей, золото и пурпур осенних садов древнего Мароканда...

Samcity.uz Подпишитесь на наш Telegram

Оставить комментарий

Наверх