Шелковая поэзия Ганиевых
- Опубликовано в Город
В Самарканде, недалеко от Университетского бульвара, есть дворик. Самый обыкновенный, каких в нашем древнем городе тысячи. Но шелковые платья, платки и шарфики, изготавливаемые здесь, известны во всем мире и были отмечены самой высокой оценкой - знаком качества ЮНЕСКО.
ИСТОКИ
Изящные, несравненные по окраске и нежности шелковые платья, платки, шарфы... Смотришь на них и словно видишь весеннюю лазурь неба, зелень лугов и полей, золото и пурпур осенних садов древнего Мароканда...
История этой семьи ремесленников уходит своими корнями вглубь веков. Самая старшая на сегодня представительница династии - кавалер медали «Шухрат» Шоира-опа Ганиева является мастерицей в шестом поколении. Ее мать Хурсаной, бабушка Мухаррам, прабабушка Барно также занимались этим ремеслом. Шоира, приняв у них традиции, бережно передала их своим дочерям, те учат теперь своих детей.
Шоира-опа, член ассоциации «Хунарманд», Академии художеств Узбекистана - участница и призер многих международных выставок, где специалисты давали ее работам самую высокую оценку. А в 2007 году ее продукция впервые была отмечена знаком качества ЮНЕСКО.
До нее вся технология крашения шелка и росписи по нему передавалась устно, из поколения в поколение. Но она решила сделать это достоянием всех, кому интересно это ремесло и недавно написала книгу, про технологию шелко-графии и сейчас готовит к изданию.
Шоира-опа с мужем Ашуркулом-ака, тоже, кстати, мастером-строителем, за сорок три года совместной жизни воспитали четырех дочерей. Сейчас у всех дочерей свои семьи. Но продукцию изготавливают все вместе, так как процесс крашения шелка достаточно трудоемкий. Взрослым помогают и дети. Так они тоже делают свои первые шаги в мир искусства.
В МАСТЕРСКОЙ: КАК ТЫСЯЧУ ЛЕТ НАЗАД
Технология крашения шелка и росписи по нему, наверное, стара так же, как и технология возделывания шелка. Она сохранилась до сегодняшнего дня неизменной, так же, как и тысячу лет назад. Используются только натуральные материи как адрас, атлас, крепдешин, натуральные красители и закрепители. Об этом рассказывает мастерица Лола Ганиева:
Существуют два способа крашения и росписи - горячий и холодный. Есть и способ печатания узоров, но сейчас он не используется широко.
При горячем способе, его еще называют «гульбанд», то есть, «цветочные узелки», шелк завязывается определенным способом узелками и погружается в котел с краской. После получения одного цвета, возникшие узоры закрепляются и затем в шелке делают другие узелки и он снова погружается в краситель другого цвета и так далее. Число котлов может доходить до пяти-шести, в зависимости от узоров и цветов, которые хочет получить мастер. Красители тоже изготавливаются только из натуральных продуктов - незрелый орех, например, дает зеленый цвет, мак самосейка - красный, лук и гармала - желтоватый, индиго - синий и т.д. Интенсивность цветов зависит и от того, сколько держат шелк в красителе. В качестве закрепителей также используются только натуральные продукты - квасцы, известь, соль...
Холодный способ шелкографии — более распространенный на сегодня. Тут белый шелк натягивается на специальную рамку и узоры наносятся кистью. Затем все это закрепляется паром или горячим утюгом.
Что интересно, по словам Лолы Ганиевой, мастера не хранят копии созданного однажды узора, каждый раз творя совершенно новое произведение искусства.
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Камила Ганиева является самой юной представительницей династии мастеров-Ганиевых. Ей шестнадцать лет и она учится на первом курсе факультета прикладной графики Самаркандского колледжа искусств. С искусством крашения шелка и росписи по нему знакома с детства — едва научившись ходить, под руководством бабушки принимала участие во всех процессах изготовления изделий. Сейчас она больше работает в «холодном» стиле, то есть, рисует по шелку. Несмотря на молодость, принимала участие в различных конкурсах. Удостоена грамот, дипломов, в том числе, конкурса на призы Президента Республики Узбекистан «Ташаббус». Ее работы отличаются особым изяществом, рафинированными тонами. Ощущается синтез современности с древними традициями, а в узорах чувствуются национальные мотивы-перчик, гранат, виноградные лоза и листья...
Рисую спонтанно, - рассказывает Камила. - Натягиваю шелк на раму, беру в руки кисть, и орнамент напрашивается сам собой.
Меру, гармонию цветов Камила, наверное, чувствует интуитивно. Возможно, сказывается воспитание в творческой среде, возможно, это гены. Камила хочет продолжить традиции семьи.
ПОЭЗИЯ НА ШЕЛКЕ
Вообще-то, мать в юности мечтала стать поэтессой, - выдает секрет матери Лола Ганиева. - У нас есть стихи ее юности, неплохо написаны, между прочим. Но жизнь пошла по другому руслу...
Все-таки, можно сказать, что детская мечта Шоиры Ганиевой сбылась. Ее работы настолько лиричны и нежны, что невольно сравниваешь их с восточной поэзией. Только эти стихи написаны не пером и не на бумаге, а красками и на шелке. А эту творческую и дружную семью разве нельзя сравнивать с поэмой, посвященной созидательному труду?
Изящные, несравненные по окраске и нежности шелковые платья, платки, шарфы... Смотришь на них и словно видишь весеннюю лазурь неба, зелень лугов и полей, золото и пурпур осенних садов древнего Мароканда...
Подпишитесь на наш TelegramПоследние новости
- В Самарканде скрестят клюшки юниорские сборные Монголии, ОАЭ, Индии, Макао и Индонезии
- В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
- SIUT объявляет о начале Приёма на новый 2024/2025 учебный год
- Coca-Cola инвестирует $165 млн в строительство двух заводов в Самарканде и Намангане
- «Самарканд - культурная столица СНГ»