Menu

Махалля в Самарканде

  • Опубликовано в Город

Махалля или Махалла, также Гузар (араб. maHalla — «перевалочная станция», «привал»; «лагерь»; «городской квартал», от Halla «развязывать», «распутывать»; турецк. mahalle, узб. mahalla) — часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалли — является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва — намаз.
То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалли и его председателя, решающих вопросы организации быта и досуга жителей своей махалли, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своей махалле.
История возникновения махаллей в Самарканде и история их названий имеют глубокие корни. Часто махалли образовывались и назывались по производственно-ремесленному принципу: Кулолон — гончары, Заргарон — ювелиры, Сузангарон — игольщики, Чармгарон — кожевники и т. д. Часто своё название они получали от названий архитектурных памятников, находящихся на их территории: Рухабад, Гури-Амир, Мадрасаи Сафеди и т. д., а также от названия гидронимов: Оби Машат, Кош хауз. Махалли иногда носили названия тех городов и сел откуда их жители были когда-то переселены в город. Жители махалли Тошканди, Ургути, Дахбети, Хавоси, и т. д.

Письменные источники свидетельствуют о том, что в Самарканде были такие махалли как «Сангтарошон», «Сабунпазон», «Мирсаид ошик», «Бустонихон», «Дегрезон», «Кемухгарон», «Дари Арк», «Работ» и другие.

В начале XX века в Самарканде существовало 103 мечети и столько же махаллей. Все они располагались на территории Сиабского района города. Например, до 30-х годов XX века в Самарканде существовала махалля «Пули сафед» (Белокаменный мост). В махалле имелась мечеть, большой базар, она славилась развитыми культурными традициями. Ещё в XVII веке в здесь жил и творил поэт Масехо Иваз Боки. В связи с расширением спиртоводочного завода в 1930-32 годы махалля исчезла. Такая же история только в конце XX века произошло с махаллёй «Рухобад». В настоящее время сохранился только мавзолей Рухабад, находившийся на территории махалли.

Названия махаллей — ценный материал для исследователей истории возникновения и развития древнего городского хозяйства. В конце XIX века в городе Самарканде насчитывалось 96 гузаров (махаллей), в которых проживало около 55 тысяч человек. Как правило, в каждой махалле средней величины проживало от 450 до 800 человек.

Структура и функции махалли менялись с течением времени или в связи с определёнными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей.

В период Советской власти институт махалли сохранялся, но их деятельность жёстко контролировалась властями, а некоторые функции махалли были упразднены или сведены к минимуму. В этот период своей истории культурным центром махалли стала чайхана с красным уголком. Многие махалли были переименованы, была произведена реорганизация в структуре их управления. В результате всего этого старые названия этих махаллёй в настоящее время почти не упоминаются. Так например, махалля под названием «Хон Саид имом», где в XVII веке жил поэт Мулло Монеъ, была в ХХ веке переименована в квартал «Иттифок 60», и теперь старое название почти никто не знает.

Следует отметить, что махалля в силу того, что в ней заложены демократические принципы местного самоуправления, представляет собой важную историческую ценность, требующую крайне бережного к себе отношения. Любые непродуманные эксперименты с таким социальным институтом как махалля могут привести к непоправимым ошибкам. На базе махалли, её самобытной структуры можно успешно развивать новые принципы местного самоуправлении — это более практическое и открытое ведение дел, большая доброжелательность к людям, изживание различных проявлений бюрократизма и т. д.

Именно махалля как орган самоуправления на местах может являться основой здорового гражданского общества, а значит и основой сильного и демократического государства. Стоит отметить, что существуют и отличные от изложенной выше точки зрения на роль института махалли в современном обществе.

Samcity.uz Подпишитесь на наш Telegram

Оставить комментарий

Наверх