В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан "Об образовании Самаркандского института ветеринарной медицины" от 8 мая 2018 года при Самаркандском сельскохозяйственном институте был образован Самаркандский институт ветеринарной медицины. На должность ректора нового института назначен работавший деканом биолого-химического факультета Московского государственного областного университета наш соотечественник Худайназар Юнусов.
Худайназар Юнусов родился и вырос в Яккабагском районе Кашкадарьинской области, получил высшее образование в России и там же начал свою трудовую деятельность. В 1985 году он окончил Московский государственный областной университет по специальности "Преподаватель биологии и химии", а в 1991 году – Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского (ныне входит в структуру Московского авиационного института) по специальности "Инженер-технолог композитных материалов".
Вел научно-педагогическую деятельность в Московском политехническом университете, Московском государственном областном университете и других учреждениях. Доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук.
Мы побеседовали с Худайназаром ЮНУСОВЫМ о задачах нового института, его деятельности, планах на будущее.
– В тот момент, когда Президент Шавкат Мирзиёев призывал наших соотечественников, находящихся за рубежом, вернуться и трудиться в нашей стране, у меня появилось желание сделать это, но вместе с тем я не знал, как поступить, – начал разговор ректор Самаркандского института ветеринарной медицины Х.Юнусов. – А осенью 2017 года представители Президента нашей страны пригласили меня на работу в Узбекистан. Обдумывая это предложение, в начале 2018 года в Москве мы встретились с председателем Государственного комитета ветеринарии Республики Узбекистан и другими ответственными лицами. Они уверили меня в серьезности предложения и сообщили, что в Узбекистане создается институт ветеринарной медицины. После этого в мае я вернулся в Узбекистан и начал работу в качестве руководителя нового института.
Начнем с того, что создание в нашей стране отдельного высшего учебного заведения по ветеринарной медицине – это уже большое дело. В настоящее время в сфере имеется высокая потребность в высококвалифицированных кадрах. Более того, сегодня в мировой ветеринарии происходят настолько масштабные изменения, возникают новые проблемы, что без тщательного анализа и изучения нельзя добиться развития системы. В этом смысле можно сказать, что налаживание деятельности данного института является требованием времени.
Без сомнений, создание нового вуза на базе Самаркандского сельскохозяйственного института будет способствовать его быстрому развитию путем широкого использования накопленного здесь богатого научного потенциала. В свое время этот институт являлся одним из пяти престижных высших учебных заведений в Советском Союзе по подготовке кадров для сельскохозяйственной сферы. Здесь работали профессора и преподаватели из признанных во всем мире академий и университетов. Сегодня мы уделяем внимание восстановлению и укреплению связей с этими учебными научными учреждениями.
– Худайназар Бекназарович, в постановлении Президента страны и других документах обозначены цели образования нового института и конкретные задачи, поставленные перед ним. Конечно же, это первоначальные задачи. С чего вы начали работу как руководитель, какие перед собой ставили цели?
– Вы правильно отметили, что в постановлении главы нашего государства изложены проблемы и недостатки в нынешней подготовке высококвалифицированных кадров для сферы ветеринарии, укреплении материально-технической базы существующих образовательных учреждений, а также определены приоритетные направления подготовки кадров с высшим образованием в Самаркандском институте ветеринарной медицины. На основе этого мы разработали свои краткосрочные и долгосрочные программы, а также составили "дорожную карту" по их реализации.
Лично я как руководитель в первую очередь уделил внимание устранению невидимой стены между преподавателями и студентами, налаживанию свободных и тесных отношений между ними. Преподаватели должны быть ближе к студентам, а вторым, в свою очередь, необходимо открыто излагать педагогам свои мысли. Сложно достичь намеченной цели без установления доверительных отношений между двумя сторонами. В получении знаний и глубоком освоении специальности должны быть заинтересованы как студенты, так и педагоги.
– За год деятельности ощущаете ли вы какие-либо изменения в данном направлении? Как к этому относятся преподаватели и студенты?
– Нелегко изменить их сформировавшиеся взгляды, но результат есть. Главное, что есть много и тех, кто благожелательно настроен на это, особенно молодежь. У меня пока мало занятий, и поэтому имею возможность беседовать со студентами вне учебного времени, интересоваться их мнениями. Спрашиваю у них, чем они довольны, а чем нет. Пытаюсь говорить с ними не как ректор, а как близкий друг, наставник. Естественно, что студентам приятно такое отношение, и они делятся всеми своими мыслями. В ходе одной из первых таких встреч студенты выдвинули предложение о том, чтобы преподаватели заранее сообщали студентам темы занятий. Сейчас перед каждым занятием по каждому предмету студентов информируют о предстоящей теме, необходимости подготовки к решению определенных вопросов, информация в этом направлении размещается на сайте института. Благодаря этому студенты часть темы изучают и осваивают самостоятельно.
После окончания первого семестра в текущем году мы решили протестировать знания профессоров и преподавателей. Безусловно, некоторым из них это не понравилось. Но педагоги, дающие знания молодежи, также должны работать над собой, изучать новшества по своему предмету, а главное – научиться работать на уровне современных требований. По итогам тестирования преподавателям также даны необходимые рекомендации.
– В чем вы как педагог, на протяжении долгих лет трудившийся в российских высших учебных заведениях, видите сходства и различия в обучении наших и российских студентов, молодежи европейских стран?
– Основное различие заключается в заинтересованности в получении знаний. В настоящее время стремление молодежи европейских стран к обучению немного снизилось. А наша молодежь наоборот проявляет огромный интерес к учебе. Если наших студентов правильно направить, дать им необходимые знания, то пополнятся ряды специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом. Это не только мое мнение – международные эксперты также поддерживают эту точку зрения.
И еще. На сегодняшний день молодые люди из России или других европейских стран стремятся глубоко изучить современные информационные технологии. Нам также следует обратить на это особое внимание. Более того, необходимо призвать молодежь к изучению нескольких иностранных языков, создать для этого возможности и условия во всех звеньях образования.
– Наверное, вы уже начали практическую работу в данном направлении в Самаркандском институте ветеринарной медицины...
– Конечно, изучив зарубежный опыт, мы уже сделали первые шаги. В одной группе каждого факультета нашего института занятия проводятся на русском и английском языках. Поначалу студентам было сложно освоиться, но сейчас все наладилось.
В течение года мы установили партнерские отношения с 40 престижными высшими учебными заведениями и научными учреждениями более 20 стран мира. Достигли с ними соглашений о совместном обучении профессоров, преподавателей и студентов, повышении их квалификации. Например, Канвонский национальный университет Южной Кореи готов обучать наших пятерых студентов за собственный счет. Витебская государственная академия ветеринарной медицины Республики Беларусь также заявила о своей готовности к созданию условий для обучения наших студентов в данном учреждении. Кроме того, такие же соглашения достигнуты и с Московским государственным областным университетом, Мичиганским университетом США, университетом Порту Португалии, Московской государственной сельскохозяйственной академией имени К.А.Тимирязева. Сейчас профессора и преподаватели этих высших учебных заведений проводят вебинары для педагогов и студентов нашего института. Российские высококвалифицированные профессора преподают в нашем институте.
Недавно в ходе своей поездки в европейские страны я выдвинул предложение о вступлении в Европейскую ассоциацию учреждений ветеринарного образования. В настоящее время ассоциация изучает наше предложение, и в текущем году ее представители приедут в наш институт и ознакомятся с его деятельностью. Если мы добьемся вступления в ряды этой ассоциации, то наши студенты смогут продолжить и окончить образование в высших учебных заведениях европейских стран. Это значит, что наш диплом будет действителен и в тех государствах.
Несомненно, для использования таких возможностей нашим студентам необходимо, прежде всего, в совершенстве владеть иностранными языками, укрепить свои знания по выбранной специальности.
Мы поставили цель – стать ведущим образовательным учреждением по ветеринарной медицине в Центральной Азии, готовить специалистов, отвечающих мировым стандартам. Вся наша деятельность направлена на достижение этой цели.
Голиб Хасанов, УзА