Menu

Banner

Медресе Нодира Диван-беги

Медресе Нодира Диван-беги является одним из интересных сооружений средневековой архитектуры Центральной Азии. Являясь составной частью архитектурного ансамбля у мазара Ходжа Ахрара, находящегося на юго-западной окраине Самарканда, представляет собой великолепный образец свободной планировки, обусловленной рациональным использованием территории, умелой организацией пространства с учетом имеющихся строений, зеленых насаждений, ирригационных устройств.

Основание ансамбля связано с деятельностью выдающегося государственного и политического деятеля второй половины XV в., главы религиозного суфийского ордена Накшбандия Ходжа Ахрара (Насыр ад-дина Убейдаллаха - 805-896 гг.). Уроженец горного селения Багустан (район Ташкента), Ходжа Ахрар на 22 году жизни, в 1426 году, впервые посетил Самарканд. После воцарения на престоле Тимурида Абу Саида в 1451 г. переезжает в Самарканд на постоянное жительство. К 1469 году, когда на престол был возведен сын Абу Саида и воспитанник Ходжа Ахрара царевич Ахмад, он достиг неограниченной власти.

Из источников известно, что дом Ходжа Ахрара находился в местности Матурид в северо-западной части Самарканда. Религиозная же деятельность его больше всего была связана с южной юго-западной частью города. В пригородном квартале Кафшир около древнего кладбища Джакердиза (т.е. на этой территории) он построил ханаку (общежитие для суфиев, обнесенное стеной и называвшееся "махаутаи-муллаян") и восьмигранный хауз (сохранившийся и поныне). Хауз был композиционно соединен со зданием ханаки одной осью, причем стороны хауза были параллельны стенам здания. Именно здесь Ходжа Ахрар и был погребен в 1490 году. Могилу его, согласно ритуалу, ориентировали в направлении север-юг и отметили намогильным сооружением дахмой. В надписи на надгробном камне приведена генеалогия шейха, его даты рождения и смерти - 805-896 гг.

От архитектурного оформления здания ханаки Ходжа Ахрара сохранились только остатки мраморных панелей и баз на портале медресе Нодира Диван-беги.

Расположение ханаки на участке и ее ориентация предопределили планировку медресе Нодира Диван-беги. Медресе, построенное в XVII в. по приказу бухарского сановника Иммамкули-хана Нодир Диван-беги, представляет собой одноэтажное здание и повторяет в общих чертах распространенную в XVI-XVII вв. схему четырехайванной дворовой композиции. Углы вытянутого по продольной оси двора срезаны и оформлены пятигранными нишами. Те из них, которые примыкают к восточному ряду помещений, имеют в каждой грани дверной проем. Ниши, расположенные на западной стороне - глухие, ибо за ними нет помещений. Пятигранными нишами медресе, примкнувшими к боковым помещениям ханаки, строители медресе связали разновременные части воедино, но ниши оказались декоративными - угловых помещений здесь не получилось.

Главный фасад выделен порталом, на котором сосредоточен декор из наборов глазурованного кирпича и кашинных мозаик. В мозаичной надписи на главном портале говорится о начале постройки в 1040 г.х./ 1630-31 гг. И завершение ее в 1045 г.х./ 1635-36 гг. "упорядочителем веры Нодир Мирзои Тагай диван-беги, сыном султана Мирзои". В надписях упоминаются руководитель работ Ходжа Хашим и главный зодчий - строитель Дуст Мухаммед.

Мозаичные наборы из кашинных плиток обильно насыщены желтым и зеленым цветом. В тимпанах распространены крупные розетки сложной формы, картуши по углам на фоне упругих спиралей с листьями, цветами и бутонами. В бордюрах чаще всего употреблен мотив крупного желтого побега "ислими" на зеленом фоне. Над окнами худжр использован несложный звездчатый орнамент.

Шестигранные ячейки решеток-панджара окружены голубыми брусками и соединены синими треугольными вставками. По контуру ячеек проложена узкая синяя лента.

Западная сторона медресе занята мечетью с обширным квадратным залом и боковыми помещениями. Древнее купольное перекрытие заменено деревянным балочным с опорой на четыре колонны. Балки и кессоны с жердями-васса и плоскими плафонами украшены живописью конца XIX - начала XX в. Предполагается, что медресе пристроено к зданию мечети.

Сове окончательное оформление ансамбль получил с постройкой летней мечети. Ее композицию слагают чередующиеся открытые и закрытые помещения, расположенные в один ряд.

Крайние с юга айван и закрытое помещение, по-видимому, относятся ко времени строительства медресе, т.е. к XVII в.

Центральная группа более поздняя, время пристройки неизвестно, т.к. в начале XX в. подверглась основательной реконструкции. В начале XX в. к закрытому помещению центральной части летней мечети были пристроены служебные комнаты с навесом на столбах со стороны двора.

В 1909 году перед фасадом летней мечети на берегу хауза зодчий Сагдулла возвел шестигранный минарет (надпись об этом имеется на южной стене центрального айвана). В это же время к юго-восточному углу здания медресе пристроили небольшое входное помещение и узкий коридор, который направлял посетителей прямо к дахме Ходжа Ахрара. Надпись на входных воротах гласит: "Чего бы не хотел, ты найдешь на этом пути".

Реставрация медресе Нодира Диван-беги велась на основе исследований и проекта авторской группы архитекторов и ученых из Института Реставрации Узбекистана. Мастера-реставраторы под руководством Усто Абдугаффара Хаккулова начали работы в 1978 г. В процессе исследования и на начальном этапе реставрации памятника стояло немало проблем и вопросов. И дело было не только в том, что памятник дошел до нас в сильно разрушенном состоянии. В первую очередь, надо было найти ответ на вопрос: каков памятник в его первозданном виде; надо было восстановить утраченные купола и барабаны, облицовку верха портала, так как в ходе ремонтно-восстановительных работ 1910-1913 гг. верхняя часть портала была разобрана и укреплена кирпичами европейского образца.

Была найдена фотография 1870 г., где была изображена верхняя часть входного портала медресе Нодир Диван-беги и где были различимы фрагменты сцены охоты со львами и оленями. Кроме того, в "Газете Самаркандского округа" от 26 мая 1884 г. была найдена статья Мирзы Барата, где он, описывая эту самаркандскую достопримечательность, указывает, что "на портале этого медресе имелись изображения двух львов и двух оленей, исполненных в технике резной мозаики".

И вот теперь, после кропотливой работы мастеров-реставраторов портал предстает в своей первозданной красоте.

С уцелевшей крыши комплекса сняли более 2 тыс. кубометров глины, которую веками поднимали туда для ремонта кровли. Во внутреннем дворе образовался культурный слой грунта толщиной до метра. Убрав его, обнаружили кладку времен постройки медресе. Восстановлены все 27 худжр, хотя около 40% разрушено.

Наверх