Menu

Banner

Ансамбль Абди-Дарун

Та территория Самарканда, где находится ансамбль Абди-Дарун, в X в. представляла собой часть так называемого «внешнего города». («Внутренний город», шахристан располагался на территории городища Афрасиаб.). Здесь, среди садов и виноградников, были усадьбы феодалов. «Внешний город» окружала стена. Позднее, в XIV в., на ее месте возвели новую стену Самарканда.

Район расположения Абди-Даруна стал очень оживленной частью города в XIV в., т.к. здесь проходили две дороги: одна – вверх по долине Зеравшана, другая – на юг, в сторону Кеша (нынешнего Шахрисабза) и далее через Термез в Кабул и Индию.

В XV в. у древнего кладбища, неподалеку от Абди-Даруна, был сооружен один из лучших архитектурных памятников Самарканда – мавзолей Ишратхана.

Узкая, обрамленная деревьями и кустарниками, выстланная кирпичом, прорезающая кладбище дорожка ведет к привратной постройке, за которой открывается двор ансамбля. Ощущение интимности, возникшее по дороге, не исчезает и здесь.

В центре небольшого, тенистого двора находится восьмигранный хауз, вокруг которого сформировался ансамбль. В зеркальной глади хауза отражаются роскошные чинары, стройный айван летней мечети, небольшой минарет, портал ханаки (обитель дервишей), медресе.

Самое древнее в ансамбле – мавзолей Абди-Дарун.

Ансамбль, как и мавзолей, назван именем похороненного здесь казия (судьи) Ходжа Абди, или Абд-ал Мазеддина, жившего в Самарканде в IX в. Дополнение к имени – «Дарун» означает «внутренний» и указывает, что его могила находится внутри городской стены Самарканда. Построенный в XII в., он был отреставрирован в XV в. Реставрация настолько изменила мавзолей, что совершенно неизвестно, как он выглядел в древности.

Мавзолей представляет собой небольшое квадратное сооружение с пирамидальным куполом на восьмигранном барабане.

Интерьер мавзолея более чем скромен, здесь нет росписей золотом, керамики. Стены, паруса, купол мавзолея оштукатурены белым алебастром. Почти вся его площадь занята большим надгробием.

В XV в. рядом с мавзолеем появляется однокомнатная зиаратхана (помещение для совершения обряда поклонения – зиарата). По мнению части исследователей, это – ханака.

Небольшой портал украшают сине-голубые глазурованные изразцы. На фоне желтой кирпичной кладки они образуют геометрический орнамент – гирих.

В первозданном виде портал был гораздо выше. Над сохранившейся частью располагалась горизонтальная лента с надписью, а над ней декоративная галерея из сквозных стрельчатых арочек. Текст из Корана, выполненный почерком «сульс», троекратно опоясывает массивный цилиндрический барабан, поддерживающий купол. В основании стен ханаки проходит голубая керамическая панель, в центре украшенная много лепестковой мозаичной розеткой. В западной нише находится михраб. Несколько более поздних подсобных комнат примыкают к мавзолею.

В XIX в. здесь появилась мечеть с зимним молитвенным залом, айваном и небольшим минаретом. Зимнее помещение мечети, в отличие от айвана, не представляет интереса. Айван украшают стройные, деревянные колонны с наборными сталактитовыми венцами капителей. Яркие, очень красочные плафоны между балками перекрытий.

Использование резных колонн характерно для архитектуры Узбекистана и Таджикистана с древнейших времен: резные колонны оформляют айван дворца Халчаян (I в. н.э.).

«Система колонного айвана, зажатого глухими плоскостями стен, находит свое наглядное объяснение в традициях местной жилой архитектуры». (Г.А.Пугаченкова. «Скульптура Халчаяна». 1971, стр. 101).

Раскопки древнего Пенджикента дают возможность представить «все детали деревянного ордера. Как и в более поздние века, он состоял из базы или постамента, круглого уширенного книзу ствола с шаровидным или кувшинообразным основанием и капителью в форме усеченного конуса…

 Шаровидная форма, или кувшинчик, - то же, что куза в современных колоннах. Это сосуд – символ плодородия на Ближнем Востоке».

В селениях долины Зеравшана найдено несколько резных колонн – орех, чинар. Орнамент составляют главным образом зооморфные мотивы (рыбки, птичьи головы), появляются и растительные сюжеты.

«Резное дерево, резной ганч, резная мозаика – это те виды архитектурного декора, богатство и разнообразие которых как бы компенсируют присущее среднеазиатской архитектуре после распространения ислама отсутствие синтеза с изобразительными искусствами» («Всеобщая история архитектуры». Москва, 1969, стр. 218).

Подлинным музеем резного дерева XIX-XX вв. можно назвать Хиву, где оно представлено в виде колонн, дверей во дворцах, жилых домах. Резное дерево поздней Хивы наследует свой орнамент и технику от искусства X-XII вв.; техника резьбы по дереву имеет здесь резко выраженные местные черты.

Айван мечети Абди-Дарун отделан окрашенным резным ганчем. Ганч – местная разновидность гипса, содержащего естественную примесь лесса. С древнейших времен использовался для художественных поделок, в том числе скульптурных, в качестве архитектурного декора, как строительный раствор. Окраска резного ганча – одно из проявлений характерного для второй половины XIX в. усиления цветности декора: в архитектурно-отделочных работах – окраска резного ганча, позолота, в вышивках – цветные фоны и многокрасочность. В орнаментации стен и потолка имена зодчих: Сабира Надджары, Сиддика, Абдузахида, Абдугани Хасанхана Тайляки и дата завершения строительства – 1909 год.

 С северной стороны дворика – небольшое медресе, построенное в 1905 году.

Ансамбль Абди-Дарун дает пример живописной композиции, где внутреннее пространство дворика служит тем организующим элементом, которому подчинены здания, зелень, хауз.

В первозданном виде портал был гораздо выше. Над сохранившейся частью располагалась горизонтальная лента с надписью, а над ней декоративная галерея из сквозных стрельчатых арочек. Текст из Корана, выполненный почерком «сульс», троекратно опоясывает массивный цилиндрический барабан, поддерживающий купол. В основании стен ханаки проходит голубая керамическая панель, в центре украшенная много лепестковой мозаичной розеткой. В западной нише находится михраб. Несколько более поздних подсобных комнат примыкают к мавзолею.

Наверх