Menu

Основатель самаркандской школы керамики

  • Опубликовано в Новости

Во второй половине XX века самаркандская школа керамики стала заново возрождаться и развиваться. Основателем современной керамической школы Самарканда был замечательный мастер-керамист, старейшина гончарного производства, народный художник Узбекистана усто Умар Джуракулов. Значительна его роль в развитии народно-прикладного искусства Узбекистана. Он соединил в себе качества народного художника и современного мастера-профессионала, художника, имеющего определенную творческую программу.

Он был искуснейшим формовщиком, блестящим гончаром-виртуозом. По характеру своего худо­жественного дарования усто Умар Джуракулов был керамистом- скульптором с тонким чувством формы. Создавал великолепные традиционные сосуды-машрафа, усложняя их конфигурации, сосуды в виде животных. В росписях своих многочисленных блюд он предстает как художник тонкого лирического дарования. На протяжении всего своего творчества усто Умар постоянно экспериментировал, варьируя оттенки палитры, роспись, конфигурацию сосудов, создавая мелкую пластику.

Он начал возрождение художественной керамики, используя в своем творчестве образцы керамики Самарканда IX-XV вв. На полках в его мастерской всегда находились образцы керамики с городища Афросиаб, найденные во время раскопок.

Усто Умар был универсальным художником. Вся работа от формовой глины до штамповки, росписи, глазуровки и обжига выполнялись им вручную. Это был мастер многогранного таланта, а его ученики, которых он воспитал целую плеяду, каждый развивает какую-то одну из граней творчества мастера.

Так, один из его первых учеников, народный мастер Абдура- хим Мухторов вместе со своими сыновьями Зарифом и Исломом, развили новый жанр, который вырос от народной игрушки в произведения мелкой пластики. В другом направлении работали Мансуржон Насыров, Х.Шарипов, Ж.Кобилов. Их изделия из­вестны, как изделия высоких форм - кувшины, вазы, подсвечники, ляганы, бадия и другие.

Серия чаш, ляганов, игрушек у народного мастера Хайдара Ботурова создана под впечатлением поливной керамики Афросиаба. Продолжая традиционные направления самаркандской школы керамики Хакберди Худойберди- ев создал работы в скульптурном жанре. Его несколько работ ныне украшают скверы и площади нашего города. Кроме того, он работал с цементом, гипсом, шамотом и другими материалами.

В настоящее время традиции усто Умара Джуракулова продолжают его ученики-народные мастера, ныне члены Академии художеств Узбекистана Шариф Азимов и X. Исматуллаев. Их произведения ежегодно участвуют на различных художественных выставках.

Мастер по изготовлению мелких пластических скульптур, внук и продолжатель династии гончаров Джуракуловых - Илхомжон Вохиди. Эту традицию сейчас продолжает и правнук усто Умара - Алишер Ума­ров. Но сегодняшние самаркандские мастера работают разрознено, это сказывается на развитии и состоянии этой школы искусства. После сноса мастерских керамистов, находившихся рядом с ансамблем Шахи-Зинда, некоторые мастера работают у себя дома, а кое-кто арендует помещения. Но всё также самаркандская школа керамики является одной из лучших в республике.

Надеемся, что она будет продолжать удивлять своей красотой и неповторимым изяществом многочисленных поклонников этого искусства.

Мирхат УМАРОВ, заместитель директора областного центра истории культуры и просвещения «Шарк дурдонаси».

Samcity.uz Подпишитесь на наш Telegram

Оставить комментарий

Наверх