Menu

КЕРАМИКА УСТО УМАРА ДЖУРАКУЛОВА

  • Опубликовано в Город

Творческий путь народного художника Узбекистана, члена Союза художников, керамиста Усто Умара Джуракулова (1894 - 1973) неразрывно связан с многовеко­выми художественными традициями нашего края, его древней землей, с развитием современной керамической школы Самарканда. Он - старейшина и основатель этой школы.

Умар Джуракулов родился в 1894 году в Самарканде в квартале Гур-Эмир, который не менее пяти столетий известен как квартал гончаров. Родословная потомственных гончаров, к семье которых принадлежал Усто Умар, насчитывает более 300 лет.

Основателем ее был Навруз - косагар. Гончарами были и его сын Одина, и сын Одины-Кузи. И сын Ку­зи, Кобил - дед Уста Умара, тоже был гончаром. Ремес­ло отца и дедов унаследовал и Джуракул - отец Умара, известный как мастер крупных гончарных изделии-хумов и тандыров.

В 8 лет Джуракулов делает самостоятельно к празднику Навруз хуштак-игрушки-свистульки. С этого же времени он стал помогать отцу, а к 16 годам уже хорошо владел секретами сложной гончарной технологии. С середины 20-х годов он начинает работать самостоятельно. С тех пор по обычаю его называли «Усто», что означает «мастер».

Керамика его раннего творчества-блюда, офтоба, Коса - была утилитарна, проста по форме и не орнаментирована.

Известно, что в 30-е годы Усто Умар начинает зани­маться росписью посуды. Художник В. К. Розвадовский, энтузиаст народного искусства, привлек его к работе на керамическом отделении Кустарно-промышленного тех­никума. Здесь он сделал серию своих художественных керамических изделий, которую представил на Юбилейной выставке, посвященной 5-летию Узбекистана. За серию этих работ ему был вручен «Диплом признатель­ности». С этого времени Джуракулов участвует на рес­публиканских, всесоюзных и зарубежных выставках.

Большое место в его творчестве с 30-х годов занима­ет роспись блюд. Он предстает в них как художник тон­кого лирического дарования. Традиционные мотивы ор­наментации сочетаются в росписях его блюд с новыми, увиденными в окружающей природе. Он мастерски впи­сывает их в круг своих блюд. Оригинальна и красива его композиция «Бабочки».

Другим излюбленным мотивом мастера становится «Маджнун тол» - плакучая ива. Он удачно композици­онно и ритмически размещает мотив по всей поверхности блюда, стилизуя тонкие струящиеся веточки в такт круглящейся форме блюда. Мягкие контуры зеленова­того, серебристо-коричневого придают росписи мяг­кость, трогательность. Встречаются стихи, деликатно размещенные по краю блюда: «Приходите, друзья, в мой дом. Сядем вокруг этого лягана с пловом. Будем есть этот плов, вокруг будут фрукты и сладости. Жена и де­ти мои будут угощать нас... После плова сделаем оминь, чтобы в мире был мир...».

На протяжении всего творчества Усто Умар варьи­ровал оттенки поливы на своих изделиях: она была то серовато-коричневой, то изумрудно-зеленой, а в 50-е годы - серебристой. Дома, в его мастерской была ма­ленькая печь для обжига. Она имела вид тандырчика. Он топил ее опилками и, в этой задымленной среде, проис­ходило частичное восстановление красителей, присутст­вовавших в глине, глазури, и вещи приобретали изыс­канный серебристо-серый, перламутровый изысканный колорит.

В декоре глазурованной керамики он любил исполь­зовать известным издавна прием «чизма» - гравировку по ангобированному фону; рельефный орнамент - налепы, сделанные в специальных формочках. Затем по бес­цветной глазури он свободно, пятнами наносил цветную глазурь чаще двух-трехцветную, что давало эффект потеков. Этот прием назывался «аввали бахор» (ран­няя весна). Он известен по афрасиабской керамике IX века.

Долголетняя практика работы на гончарном круге явилась для Джуракулова прекрасной основой для пос­ледующего творчества. Он мог свободно выполнить в глине самую сложную форму.

Усто Умар был искуснейшим формовщиком, блестя­щим гончаром - виртуозом. И косагаром (мастером, де­лающим посуду плоских форм - блюда, чаши), и кузагаром (мастером вертикальных форм - различных кув­шинов, сосудов). Традиционно же среднеазиатские ке­рамисты владеют одной из этих специальностей.

По характеру своего дарования Усто Умар был ке­рамист- скульптор. Ему было присуще тонкое чувство формы. Из-под его рук выходили великолепные сосуды Его замечательные машрафа-сосуды с очень высоким и тонким горлом, считались у гончаров мастерством выс­шего класса. Он усложнял конфигурацию своих много­численных офтоба, машрафа, чойдышей лепными фи­гурными носиками, сливами, крышками в виде птиц, ручками в виде змей и драконов. Он создавал фигурные сосуды в виде животных—баранов, драконов («аждархо», «аждархо-и-калон»), рыб, птиц («обдаста-урдак»). По форме и силуэту все эти сосуды становились произ­ведениями скульптуры.

Поиски новых форм окрашены у Усто Умара истори­ческими увлечениями, стремлением воскресить в совре­менной интерпретации древние керамические традиции. Он сознательно стремился к творческому воспроизведе­нию старых, давно исчезнувших форм.

Большое место в его творчестве занимает мелкая пластика: затейливо изогнувшиеся грозные драконы, веселые барашки, оседланные лошадки, восходящие к прототипам народных игрушек-свистулек, служивших когда-то магическим целям - их свистом вызывали «во­ду милости» - весенний дождь «оби рахмат». С древ­нейших времен их изготавливали к празднику Навруз. В противоположность своим статичным прототипам, иг­рушки Усто Умара полны веселого динамизма, они вы­зывают восхищение и добрую улыбку.

Уникальным произведением скульптуры Джуракуло­ва является «Урдак» - («Утка») — эмблема Пражской выставки 1962 года. Вылепленная с любовью и мастер­ством, фигура птицы очень выразительна по своей плас­тике и силуэту.

В отличие от традиционного представления о народ­ном мастере, когда от отца к сыну переходили сложив­шиеся веками художественные каноны - устоявшиеся образы и мотивы орнаментации, дававшие в дальнейшем бесконечное число вариантов, Усто Умар Джуракулов находился в постоянном поиске нового. Он соединял в себе качества и народного художника, и современного мастера-профессионала, художника, имеющего опреде­ленную творческую программу.

Эта творческая программа, как мы видим, опреде­лялась прежде всего наследием. Хотя в своих историчес­ких увлечениях Усто Умар обращался и к наследию Риштана (обдаста-урдак, офтоба делали в XIX—XX вв. именно там), но главным источником его вдохновения был археологический материал Самарканда: афрасиабская керамика IX—ХII вв. и более поздняя XIV—XV вв., тимуридская, с сине-белой росписью под ишкоровой по­ливой. Многочисленные фрагменты этой керамики, най­денные самим мастером, вдохновляли его на смелые эк­сперименты и поиски оригинальных композиций и коло­ристических сочетаний.

Софья Федоровна Ракова, художник-керамист, кото­рую связывали с Усто Умаром долгие годы творческой дружбы, говоря о сложении современной самарканд­ской керамической школы, особо подчеркивает значение Усто Умара: «Это был художник с неисчерпаемой твор­ческой энергией и потребностью новых поисков, с теми свойствами натуры, которые можно назвать творческим беспокойством. Он учил и формировал сознание своих учеников в период своих собственных творческих поис­ков, реализуя свои потенциальные возможности. Врож­денное и органичное для самаркандца чувство изящно­го, которое на протяжении веков проходит красной ни­тью в самаркандской керамике, присуще и произведе­ниям Усто Умара». В 1958 году возле архитектурного ансамбля Шахи-Зинда была открыта керамическая мас­терская, которую возглавил Усто Умар Джуракулов. Здесь он взрастил целое поколение молодых керамис­тов. Первыми его учениками были ныне известные на­родные мастера - Абдурахим Мухтаров, Мансур Насыров. Позже пришли Ходжикурбан Шарапов, Худойберды Хакбердыев, Хайдар Ботуров, Джумабой Кобилов, Шариф Азимов и внук Джуракулова - Ильхом Вахидов. Сейчас у этих мастеров растут свои ученики. Все они работают в Объединении мастеров народного искусства «УСТО», которое носит имя Усто Умара Джуракулова.

Усто Умар был художником универсальным. Вся его работа - от формовки глины до штамповки и росписи, глазурования и обжига исполнялась им самим. Он был мастер многогранного таланта, а его ученики развива­ют- каждый, какую-то одну из граней творчества мастера.

А. Мухтаров развил новый жанр, который вырос от народной игрушки в произведение мелкой пластики, в своеобразный глиняный лубок. Его многофигурные сю­жетные композиции «Ходжа Насреддин на базаре», «Козлодрание», «Приглашение на свадьбу», «Близне­цы» и другие, проникнуты мягким юмором, самобытно­стью, тонким обыгрыванием основ народной жизни. В этом же направлении работает и внук Джуракулова Ильхом Вахидов.

М. Насыров и Ш. Азимов развили в своем творчестве другую сторону дарования мастера. Они известны изде­лиями высоких форм - разнообразными терракотовыми кувшинами, вазами, резными подсвечниками в традици­ях древней керамики Афрасиаба.

Пластической выразительности полны декоративные сосуды X. Ботурова. Серия его чаш создана под впечат­лением поливной керамики Афрасиаба. Она свидетель­ствует о глубоком проникновении мастера в особеннос­ти формы и декора древней самаркандской керамики.

Глазурованные блюда и шокосы X. Шарапова и Д. Кобилова привлекают изысканностью рисунка и цветовой гармонией.

Представленная на обозрение зрителей выставка, посвященная 100-летию со дня рождения старейшины самаркандских керамистов, составленная из произведе­ний Усто Умара Джуракулова и его учеников, она сви­детельствует о доброй преемственности поколений, о продолжении дела Мастера и об успешном развитии современной керамической школы Самарканда, отлича­ющейся своим неповторимым стилем.

Творческая деятельность Усто Умара Джуракулова была высоко оценена правительством, Союзом худож­ников, общественностью. Он был неоднократно награж­ден почетными грамотами, дипломами Узбекистана и Чехословакии. В 1953 году Джуракулов был удостоен звания Народного художника Узбекистана, а в 1970 го­ду награжден орденом Трудового Красного Знамени. Его именем названа улица, установлены мемориальные доски на его доме, на здании мастерской. Возле Шахи-Зинда благоустроен сквер, названный его именем. Здесь установлен бюст Мастера работы скульптора Н. А. Банзеладзе. Создан музей в его мастерской.

Отмечая 100-летие со дня рождения Усто Умара Джу­ракулова, мы вспоминаем его большой жизненный и творческий путь, его значительную роль в развитии на­родного прикладного искусства Республики Узбекистан.

В его произведениях, наполненных большим поэти­ческим чувством, осталась теплота и личное обаяние Мастера. Его искусство полно доброты, сердечности, бескорыстного желания принести людям радость, что будет привлекать к его творчеству еще многие и многие поколения.

Оставить комментарий

Наверх