Menu

Мир Айни в письмах

  • Опубликовано в Город

15 апреля в мемориальном доме-музее Садриддина Айни в Самарканде прошло традиционное мероприятие по случаю 136-летия со дня рождения писателя. Было сказано много теплых слов в адрес основоположника современной узбекской и таджикской литературы, творческая интеллигенция делилась своими знаниями о талантливом человеке.
Творчество устода Садриддина Айни год от года привлекает к себе большое внимание ученных, исследователей-айниведов. Это говорит о том, что неисчерпаем и бесконечен океан его творчества. Мне же всегда были интересны его письма. По определению С.Айни, жанр письма это - малая форма прозаического произведения, посредством которого можно свободно выражать свое мнение по всем вопросам жизни. С.Айни, будучи противником традиционного труднодоступного для восприятия стиля письма и сочинения, пытался пропагандировать простоту выражения чувств и мысли в прозе, в том числе и письме, считавшемся одним из разновидностей прозы.
Поскольку С.Айни в среднеазиатской литературе 20-50-х годов XX века выполнял роль учителя и наставника, то свою наставническую задачу по воспитанию писателей поколения 30-х годов он выполнял, общаясь с ними посредством писем.

Айни, увлекающийся и проницательный, мгновенно схватывал новое, главное в фактах и событиях текущей жизни, в литературе, в людских отношениях. Он умно и остро на них реагировал, и его меткие, лаконичные оценки и замечания нередко не менее значительны, чем статьи или рецензии. Вот устод С.Айни, обращаясь с открытым письмом молодому писателю Пулоду Толису о недостатках языка героев его рассказа "Лето", писал: "...Вот в такое подобное вр¬мя и обстановке Вы в безжизнье приговоренного языка захотели его "оживить", герои настоящего рассказа разговаривают в исключительно испорченном и неисправном языке. Вы в этом рассказе не только вышли против наставления Горького, не только подчинили современный литературный язык испорченному, неисправному языку, а наоборот показали язык учителей, имеющих среднее образование, и получился язык одаренной, умственно дальновидной ученицы средней школы в испорченном, неисправном виде..."
Письма С.Айни не подчинены одному какому-нибудь шаблону: то дружеский разговор, то критическое эссе, то шумливая импровизация. В этом их главная и наиболее яркая особенность, их удивительное своеобразие. Как-то в одном из своих писем к Мухаммеджану Рахими он писал:"...Для посещения сада в 510 рублей купил я большого белого осла. Если увидите этого осла, то вы обязательно скажете, что этот осел является из потомков насораспарывых Гиждуванских козлов или из пород знаменитых Бухарских местностей. Я на базаре до того увлекся этим ослом, что даже не проверил его ноги. На базаре он зашагал, как Рустамский Рахш. Принесли мы его домой, один или два дня ребята прокатились и потом привязали его к арбе. Выяснилось, что этот осел 18-летний дряхлый, ленивый, ляготистый, сухожилый, одним словом, имел все недостатки шариата".
Но есть и другие письма - биографические. Так, С.Айни, в своем ответном письме от 22 февраля 1954 года, пишет директору исторического краеведческого музея Бухары Мухсину Якубу подробную историю своего ареста и примененного к нему наказания, о чем его тот просил. Целью письма Мухсина Якубова было получить, на основании наблюдений С.Айни, представление о тогдашнем облике темницы "Обхона", в которую был заточен писатель 9 апреля 1917 года.
Вслед за описанием внутреннего устройства и нечеловеческих условий темницы, С.Айни переходит к изображению содержащихся в ней пленников, одним из долгожителей которой был ослепший на оба глаза дехканин из Кармины, другим пленником был туркемен - чабан из Карчи для которого "Обхона" уже на много лет стала "местом жительства". "Были еще и другие обыватели темницы, находившиеся здесь от одного до четырех лет", - писал Айни, который сам получил 75 палок в наказание за свои прогрессивные статьи.
Его письма ценны для нас потому, что в них с особой полнотой проявилась многогранность его личности, благородный мир его душевной жизни. Представление о С.Айни - человеке, писателе, поэте, публицисте, критике, ученном без его писем будет настолько неполным, что любой читатель обращающийся к Айни, неизбежно должен ознакомится с его письмами, чтобы глубже и полнее понять личность и творчества писателя.
Абдувахоб ВАХИДОВ, доцент Самаркандского государственного университета.

Samcity.uz Подпишитесь на наш Telegram

Оставить комментарий

Наверх