Menu

Глина в руках мастера

  • Опубликовано в Город

Недавно в рамках республиканского месячника и Международного дня музеев в центре ремесленников в честь 60-летия мастера открылась персональная выставка самаркандского художника-керамиста, члена Творческого объединения Академии художеств Узбекистана, академика Шарифа Азимова.

В ней представлено более 150 различных работ художника. Это, в основном, традиционная самаркандская неполивная керамика, занимающая особое место в творчестве мастера.

Керамика Ш. Азимова напоминает, скорее, музейные экспонаты, нежели бытовую утварь. Каждый кувшин - то стройный, как дева, то округлый, как зреющий плод, - хочется погладить ладонью, чувствуя под рукой живую, горячую плоть. Его произведения - классика керамики.

Блюда, ляганы, пиалы и косы, вазы, хумы, чайники, горшки и расписные игрушки, такие разнообразные по форме и очень удобные в употреблении, пользуются неизменным спросом с давних времен по сегодняшний день. И сегодня их отличает высокое мастерство исполнения, гармония смелой фантазии, удивительное волшебство орнаментального решения и тонкое чувство стиля в обращении с цветом.

Все оттенки терракоты от почти белой до темно-серой и красной - представлены в экспозиции. Мастер показал свое искусство и в обливной керамике, сияющей сине-зелеными бликами.

Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым высокоразвитым видом ремесла. Из глины делали - посуду, а затем расписывали ее глазурью, наносили оригинальные рисунки и орнаменты.

Современную самаркандскую керамическую школу начал возрождать в 30-х годах XX века известный самаркандский мастер усто Умар Джуракулов, который принадлежал к династии потомственных гончаров, насчитывающей более 300 лет. Одним из его талантливых учеников является Шариф Азимов.

Он родился в Самарканде недалеко от гузара гончаров - Кулолон, где жили потомственные мастера-керамисты.

За более чем 40-летнюю творческую деятельность Ш. Азимов вырос от простого ученика керамического цеха художественного фонда Самарканда до известного мастера-керамиста в Узбекистане. Его работы украшают многие экспозиции и хранятся в музеях Узбекистана и зарубежных стран.

Шариф Азимов, став известным далеко за пределами родного края, сам продолжает традиции "усто - шогирд", передавая секреты своего искусства сыну и учащимся колледжа дизайна имени А.Ходжаева в Ташкенте.

Лаконичные, выразительные формы лощеной керамики Ш. Азимова напоминают древнегреческие амфоры и сосуды. Для их изготовления мастер использовал самые разные глины: афро-сиабскую, кони-гил, карнабскую, кашкадарьинскую, украинскую и другие.

В руках мастера глина говорит тем языком, на котором с нею хочет вести беседу сам усто. Немало времени он посвятил изучению истории керамики, музейных экспонатов, традиционных основ древнего искусства кушанского и других периодов нашей истории. Переплавленные в горниле его творческой фантазии, оживают в терракоте или в обливной керамике лучшие устремления древних и современных мастеров - выражение красоты земли и человека.

Когда видишь работы мастера, осознаешь: человек, преображающий природные материалы, должен обладать исключительной добросовестностью и чувством прекрасного. Только тогда его изделия восхитят изяществом поющих линий, цвета, объемов. Пройдя обжиг в 1000-градусной жаре гончарной печи, они становятся сплавом огня, земли и сердца мастера.

Также необходимо отметить, что Ш. Азимов активный участник многих областных, республиканских и международных выставок. В 2011 году он стал победителем республиканского конкурса "Ташаббус" в номинации "Лучший ремесленник года".

Кабир УРУНХОДЖАЕВ, научный сотрудник дома-музея С.Айни.

Samcity.uz Подпишитесь на наш Telegram

Оставить комментарий

Наверх